Причины реструктуризации предприятия
структурная перестройка, связанная со становлением рынка и рыночной инфраструктуры, с необходимостью создания конкурентоспособных структур.
Кроме того, всё более существенное влияние начинают оказывать факторы, вызванные современными особенностями развития мировой экономики.
К основным из них, определяющих необходимость периодической реструктуризации предприятий, в частности, относятся:
транснационализация экономических связей, тенденция к ликвидации национальных барьеров в торговле, к созданию единого мирового рынка. В этих условиях каждому отдельному предприятию всё труднее становится удерживать позиции на имеющихся рынках, завоёвывать новые рынки;
значительное повышение в конкурентной борьбе роли новых технологий, расширение спектра и высокий динамизм качественных преобразований в технологиях, частая их смена;
рост влияния глобальных транснациональных структур на национальную экономику, сохранение и развитие национальных предприятий во многих случаях предполагает их альянс с транснациональными компаниями;
рост конкурентной борьбы, изменение её форм, приобретение конкурентных, инновационных и других преимуществ крупными интегрированными структурами, ресурсы которых обеспечивают больше возможностей в повышении эффективности, производительности труда, в снижении издержек;
интернационализация и расширение финансовых рынков, усиление их взаимозависимости при общей рыночной неустойчивости;
появление новых технологических и организационных инноваций, возрастание их значения и скорости распространения но всему миру для конкурентоспособности экономики;
усложнение управления предприятиями, повышение роли системных решений.
Следует подчеркнуть мобильность перечисленных факторов. Они постоянно развиваются и требуют соответствующей перестройки всей системы производства. Стремясь успеть за происходящими изменениями, чтобы выжить, компании вынуждены непрерывно совершенствовать свою стратегию и тактику, системы управления, постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды.
Важное свойство указанных факторов - их взаимопереплетение, взаимозависимость. Например, повышение конкурентоспособности зависит от внедрения новых технологий, разработка новых технологий предполагает концентрацию значительных инвестиционных ресурсов, концентрация таких ресурсов требует повышения эффективности производства, в том числе за счёт интеграции и т.д.
До недавнего времени считалось, что главная проблема рынка - удовлетворение запросов клиентов, обеспечение его качественных и ценовых требований. Но в современных условиях этого оказалось недостаточно. Проанализировав причины временных потерь позиций на мировом рынке таких лидирующих компаний, как IBM, Xerox, Apple Computer и др., Дж.Бауер и К. Кристенсен пришли к выводу, что причины заключаются в том, что нельзя развиваться, ориентируясь только на текущие нужды имеющихся у компании клиентов и рынков. Необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии, развивать диапазон предлагаемых товаров и услуг, предугадывая будущие нужды клиентов, осваивая новые рынки, осуществляя соответствующие структурные изменения.
К третьей группе внешних факторов относится изменение ситуации на рынке сбыта продукции предприятия, появление новых конкурентов или существенных конкурентных преимуществ у прежних, что угрожает уменьшением рыночной доли предприятия или даже полным вытеснением его с рынка; появление товаров-заменителей, на приобретение которых могут переориентироваться заказчики; изменение ценовых соотношений, различная динамика цен на товары, производимые предприятием, и на приобретаемые им материальные ресурсы и т.п. Таким образом, реструктуризация должна носить упреждающий, предварительный характер.
Еще одной важной причиной реструктуризации для большинства отечественных компаний сегодня является снижение эффективности бизнес-процессов. В конкурентной среде неизбежны проблемы с рентабельностью: отдача от некогда достаточно прибыльных активов начинает падать. Анализ активов чаще всего показывает, что активы компании не систематизированы, работают в разных отраслях, а некоторые вообще не обновлялись с советских времен. Зачастую активы подобраны не по принципу отраслевой принадлежности или структурной полезности, а просто потому, что когда-то дешево продавались. Попытки оперативного управления всем этим хозяйством из единого центра наталкиваются на противодействие менеджмента среднего звена. Менеджеры, отвечающие за соответствующий актив, как правило, не испытывают радости по поводу усиления контроля. В конце концов, высшее руководство компании, поняв неэффективность полумер, начинает разрабатывать программу реструктуризации. Таким образом, российские компании избавляются от непрофильных активов и превращаются в экспертов, занимающихся одним делом, но зато знающих его досконально. Специализация дает рост эффективности, в том числе в бизнесе.
Следующая немаловажная причина проведения реструктуризации связана опять-таки с конкуренцией, но с международной. Для реализации инвестиционных проектов компания вынуждена привлекать средства на стороне. При все еще дорогом банковском кредите для этого разумно использовать механизм акционирования. Однако при этом они обычно сталкиваются с жесткими требованиями международных финансовых институтов. Структура капитала, управляемость, прозрачность компании, непрофильные активы, корпоративная культура - все это подвергается тщательному анализу и, как правило, объявляется несоответствующим требованиям. Таким образом, возникает повод для реструктуризации: она проводится для приведения бизнеса к соответствию международным стандартам.