Стратегические концепции реструктурирования предприятия
Стратегическая концепция реструктурирования предприятия тесно связаны с причинами его реструктурирования. Под стратегической концепцией реструктурирования понимается идея, которая может стать основой улучшения экономики предприятия за счет применения системы быстрых мер, позволяющих в короткие сроки «купировать болезнь» убыточности и не дать перерасти ей в кризис, а затем перейти к долговременным мерам по его экономической стабилизации и развитию. Существуют следующие типы стратегий:
концепция «наращивания потенциала предприятия»,
стратегия долгосрочного присутствия,
стратегия первоначального накопления капитала,
маркетинговая концепция управления,
антидолговая стратегия,
защитная стратегия реструктурирования,
автоматическая стратегия.
В зависимости от целевых установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.
Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности.
Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости.
Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-единицы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.
Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий.
Частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-единицы.
Дадим краткую характеристику вышеупомянутых стратегических концепций реструктурирования предприятия.
1. Концепция наращивания потенциала предприятия
В основу концепции положена идея, что перспективные возможности открываются для любого предприятия в любой ситуации, но чтобы ими воспользоваться, предприятие должно обладать определенным потенциалом. Приобрести "универсальный" потенциал, пригодный на все случаи жизни, невозможно, но достичь реальных преимуществ на рынке - задача выполнимая. Выделим главные факторы потенциала.
) Система управления. Для нее важны: скорость и обоснованность принятия решений; уровень делегирования полномочий; уровень планирования; качество контроля; проходимость информации; система стимулирования и заработных плат. Все подсистемы "весят" примерно одинаково, улучшение любой из них повышает потенциал предприятия.
) Финансы. Важны: объем собственных средств, участвующих в бизнесе (работа на чужих деньгах эффективна и прибыльна, но ограничивает свободу маневра); возможность привлечения кредитов; оперативность управления; объем дебиторской задолженности (чем меньше, тем лучше).
) Персонал. Имеют значение: уровень квалификации сотрудников (даже в период кризиса подобрать высококвалифицированного специалиста сложно); уровень мотивации (увеличивается годами, а падает за пять минут); реальная возможность карьерного роста работников.
) Стиль руководства. Рассматривается комплекс применения лидерской власти, власти должности и власти принуждения. Параметры неравнозначны: максимальному потенциалу соответствует максимальная лидерская власть, умеренная должностная и отсутствие принудительной.
) Маркетинг. Важны: уровень привязки к реальности; основные покупатели; доля рынка; конкурентные преимущества; имидж. Основными покупателями могут быть 3-5 оптовиков или 3-5 миллионов конечных пользователей. В последнем случае потенциал предприятия значительно выше, так как оно не опирается на рынок пятью "костылями", а буквально "лежит" на нем. Высокая доля рынка дает возможность влиять на других игроков, низкая - вынуждает адаптироваться.