Стратегические концепции реструктурирования предприятия
) Собственно товар или услуга. Важны: уровни отношений цена/качество и себестоимость/качество (первый определяется потребителем, второй - производственными характеристиками); наличие и узнаваемость собственных марок. Лучшее соотношение "цена/качество" при приемлемом "себестоимость/качество" создает конкурентное преимущество. Марка дополнительно привязывает потребителя.
) Производство. Имеют значение: технологический уровень и гибкость линий; возможность расширения; качество управления товарными запасами.
) Сбыт. Важны: наличие собственной (или контролируемой) сбытовой сети; объем продаж; потенциальная пропускная способность сбытовой структуры. Если сбытовая структура способна реализовать больше товара при росте спроса, это увеличивает потенциал. Недостатком являются дополнительные затраты на поддержание "излишка мощности".
) Поставки. Отметим: наличие альтернативных поставщиков; кредит доверия (позволяет получить отгрузку по телефонному звонку, отсрочку оплаты, дефицитный ассортимент, но нарабатывется долгим успешным взаимодействием и зависит от обеих сторон); собственное обеспечение поставок.
) Эксклюзивные возможности. Важны: исключительный доступ к сырью; доступ к эксклюзивной информации; эксклюзивное право на часть рынка. Все это приобретается как "закулисными" ходами, так и (в теории) специфическими качествами предприятия, позволяющими лучше обслуживать государственный сектор экономики.
) Общая эффективность.
В рамках концепции наращивания потенциала предприятия каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия при обязательном неослаблении остальных. Эта система оставляет руководителю больший простор для творчества, поскольку не ограничивает его в выборе изменяемых факторов: каждый может выбрать то, что готов менять, и в какой последовательности. Преимущество подхода наращивания потенциала еще и в том, что в ситуациях неопределенности он предоставляет руководителям цели и стратегии их достижения.
. Стратегия долгосрочного присутствия
Стратегия долгосрочного присутствия нацелена на стабильный рост бизнеса в определенных направлениях или в определенном стиле. В арсенале наиболее действенных средств: создание конкурентных преимуществ, неважно, каким способом; выполнение платежных обязательств. Кроме того, стратегия заключатся в стабильном постоянном росте потенциала предприятия, основанном на строгом соблюдении рыночных правил и ограничений (в том числе и этических). Главное правило - прибыль не прячется путем роста издержек, а реинвестируется в развитие предприятия (бизнеса) и частично переводится за границу и оседает в банках.
3. Стратегия первоначального накопления капитала
Особенно остро проблема первоначального накопления капитала встает в эпоху перехода традиционной экономики в рыночную, когда идет массовое формирование новых фирм, и когда фактически устанавливается типичная для этого общества структура собственности.
В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Первоначальное накопление обычно осуществлялось за счет резкого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традиционные формы экономического поведения, беднела. Сберегательный механизм первоначального накопления связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбережение. В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отечественным меркам сравнительно богатыми людьми, но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что стратегия первоначального накопления капитала основана на получении максимальной прибыли сегодня, причем любыми средствами. Наиболее активными инструментами этой стратегии в современном обществе являются возможность использования бюджетных ресурсов в своих целях, минимизация налогов, кредиторская задолженность и ее реструктуризация, несвоевременная оплата по обязательствам и пр. Вся прибыль при этом переводится в зарубежные банки и оффшорные компании и не реинвестируется не только в развитие предприятия, но и в ремонт и обновление изношенных фондов.