Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
Факторы прямого воздействия
1) Поставщики материалов, аксессуаров, сопутствующих товаров, материалов для упаковки и т.д. Повышение цен на материалы, аксессуары, сопутствующие товары, материалы для упаковки и т.д. повлечет за собой повышение себестоимости продукции, реализуемой гипермаркетом «О’КЕЙ», а также снижение закупок, что в свою очередь, уменьшит количество продаваемого товара, уменьшит объем реализации продукции для постоянного покупателя гипермаркета «О’КЕЙ» (а то и его нехватки) и уменьшит прибыль.
2) Поставщики энергии. При увеличении тарифов на электроэнергию, нефтепродукты, гипермаркет «О’КЕЙ» вынужден повысить себестоимость продукции.
3) Потребители. Снижается заинтересованность постоянного покупателя, потребителя в услугах гипермаркета «О’КЕЙ», что может повлечь за собой снижение объемов продаж, сокращение дохода исследуемого предприятия. И, наоборот, с увеличением числа продаж, повысится и уровень доходов.
4) Трудовые ресурсы. Как только привлекаются на предприятие неквалифицированные работники, то ухудшается качество оказываемых услуг торговли, это вызывает поломку оборудования, а это в свою очередь влечет применение ручного труда. Соответственно привлечение персонала с других участков потребует увеличение расходов на заработную плату.
5) Конкуренты. При продаже более дешевой продукции, а также оказания более дешевых услуг выросло количество продаж у конкурентного предприятия, это привело к снижению продаж у исследуемого предприятия.
Привлечение высококвалифицированного персонала и нового оборудования для оказания услуг привело к улучшению качества продукции у конкурентного предприятия, что привело к снижению продаж у исследуемого предприятия.
Доверие потребителей, увеличение числа заказов у конкурента привело к снижению числа потребителей и продаж у исследуемого предприятия.
) Законы и государственные органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В связи с изменениями в налоговой политике государства в сторону увеличения налоговых ставок, повышаются налоги, например, на акцизные товары, что повлекло увеличение роста цен гипермаркета «О’КЕЙ», а это в свою очередь привело к снижению потребительского спроса, и соответственно к снижению прибыли.
Также закон об изменении условий продаж алкогольной продукции в ночное время привел к снижению объемов продаж, сокращению дохода гипермаркета «О’КЕЙ».
Во время проверок со стороны государственных органов все внимание персонала сосредотачивается на проверяющих и отвлекает их от основной работы.
7) Служба ЦГСН. В ходе проверки организации могут быть выявлены грубые нарушения санитарных норм, в результате которых предприятие может быть оштрафовано или приостановлено производство отдельных участков предприятия (производство салатов, мясных полуфабрикатов, выпечка хлебобулочных изделий).
8) Налоговая инспекция. В ходе проверок налоговыми органами могут быть выявлены нарушения налогового законодательства: ценовая политика предприятия, правильность уплаты налогов (например, массовый обман покупателя) и в результате обнаружения нарушений налоговой отчётности предприятия, могут быть наложены штрафы, что приведет к убыткам.
9) Пожарная инспекция. Такие же проверки могут быть со стороны пожарных органов и в случае выявления нарушения пожарной безопасности предприятие может быть подвергнуто штрафам, что в свою очередь повлечет убыль предприятия или приостановку его деятельности.
Факторы косвенного воздействия
1) Состояние экономики. Экономический спад. У покупателей ухудшается платежеспособность, и в связи с материальным положением населения меняются предпочтения. Деликатесная продукция в гипермаркете «ОКЕЙ» не будет раскупаться, люди будут ограничивать себя в излишествах, соответственно срок годности продуктов истечет, она не сможет быть реализованной, гипермаркет понесет убытки.
Экономический рост. Повышается заработная плата персонала, платежеспособность населения, следовательно, идет увеличение спроса на продукцию. Гипермаркет не несет убытков, прибыль возрастает.