Понятие современного руководителя
Лидерство - способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации. В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы [16, с.69].
Управление, является искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решения, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникновением перед подчиненными проблем, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.
Мало просто понимать необходимость более полного использования потенциала сотрудников. Недостаточно заявить: "Кадры решают все!" Из такой установки не ясно, что же конкретно следует делать. Решающее значение имеет мотивация руководства к более полному использованию потенциала своего персонала. Действительно, как можно планировать и реализовать в организации соответствующие программы, если руководство не видит в этом особой выгоды для дела.
Для того чтобы топ-менеджмент вышел за границы технократического мышления, чтобы смог увидеть в "человеческом факторе" решающее обстоятельство успеха, по мнению А. Калабина [12, с.54] руководству необходимо:
· действительно захотеть улучшить работу компании по конкретным направлениям, что предполагает определение конкретных ориентиров в сфере организационной эффективности;
· "дозреть" до признания того факта, что эти ориентиры достижимы лишь при повышении отдачи от работы персонала.
За счет чего можно повысить отдачу от сотрудников организации, руководителям должны подсказать профессионалы - HR-специалисты. Однако, здесь есть проблема. Во многих российских компаниях руководители просто не слышат советов HR-специалистов.
Вот портрет современного руководителя, согласно, проведенной работы группы ученных: Компания "Росэксперт" провела в 2010 году опрос 52 СЕО (первых руководителей), представляющих 10 секторов российской экономики). Современный российский руководитель, по результатам этого исследования, высоко интеллектуален, прекрасно работает с информацией, стрессоустойчив. Характерно, что в этих управленческих компетенциях российские СЕО совпадают с международным профилем успешного управленца. Однако в области работы с людьми они заметно уступают своим зарубежным коллегам. По данным опроса, российские топ-менеджеры не уделяют должного внимания обучению и развитию персонала, ограничиваются преимущественно негативной мотивацией, не ориентированы на признание заслуг подчиненных, плохо слушают других и придают мало значения ценностной стороне бизнеса [23, с.154].