Понятие современного руководителя
Технократическое мышление, преобладающее среди российских руководителей, лишает их способности конструктивно взаимодействовать с HR-специалистами. Ситуацию могло бы исправить обучение руководителей в сфере общего менеджмента и в сфере управления человеческими ресурсами. Однако, 80% российских руководителей никогда не проходили такого обучения и свои управленческие знания преимущественно пополняют стихийно в процессе работы.
Конечно, готовность топ-менеджмента к решительным действиям в сфере управления человеческими ресурсами будет выше, если с ними говорить на их языке. Для них более убедительно будут звучать аргументы, тесно увязанные с показателями организационной эффективности. Например, такие показатели, как: прибыль, темпы роста компании, сокращение издержек, рациональное использование ресурсов, способность быстро адаптироваться к изменениям, инновации в деятельности компании, производительность, удовлетворение клиентов/потребителей, качество труда/оказываемых услуг, организационная безопасность (финансовая, информационная, технологическая). А уже отталкиваясь от понятных и значимых ориентиров, руководство сможет поставить перед HR-специалистами конкретную задачу, что и как надо изменить в работе с персоналом, чтобы рабочее поведение и рабочие результаты сотрудников организации максимально "работали" на интересы компании.
Генри Киссинджер определил лидерство как искусство "вести людей туда, куда сами они не пошли бы". Задача руководства - такое управление людьми, когда у них появляется внутренний настрой работать в том направлении, которое отвечает не только их собственным интересам, но и интересам организации. Управление персоналом основанное на ценностях способствует тому, что главный генератор, определяющий усилия работника и его стремление внести свой вклад в успех компании, стремление улучшать показатели своего труда и достигать все более высокого уровня профессионализма - помещается в душу работника. Этот генератор - ценности, определяющие его убеждения, представление о себе, его меру внутренней ответственности за результаты труда [17, с.147].
В компании Toyota считают, что все начинается с примера, подаваемого руководителем своим подчиненным. Руководитель в этом случае выступает как лидер, а лидер должен уметь не только эффективно выполнять поставленные перед ним задачи, но и иметь хорошие навыки общения с людьми. Он должен исповедовать философию компании и подавать личный пример отношения к делу. Лидер должен воодушевлять подчиненных, побуждая их постоянно стремиться к новым достижениям.
Способность руководителей эффективно работать осуществлять ценностный подход к управлению подчиненными сегодня может рассматриваться в качестве одного из важнейших критериев при ежегодной оценке их профессиональной компетентности. Система поощрения, должностной рост руководителей должны находиться в самой непосредственной зависимости от их способности успешно работать в этом направлении. Ценностный подход должен стать своеобразным "сквозным" проектом, в котором принимают участие все руководители организации.