Роль руководителя в повышении служебной дисциплины в УВО
Для того чтобы рекомендовать предложения по совершенствования системы повышения квалификации руководства исследуемой организации, разберемся что же такое квалификация. Итак, согласно Большому энциклопедическому словарю [9], квалификация (от лат. qualis - какой по качеству и facio - делаю), это степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Там же квалификация рассматривается как характеристика определённого вида работы, устанавливаемая в зависимости от её сложности, точности и ответственности. Согласно толковому словарю Ожегова [30] квалификация - степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. А так же понимается как - профессия, специальность. Резюмируя приведенные выше толкования, можно сделать вывод, что квалификация это вид трудовой деятельности, с определенным уровнем подготовки. То есть автору необходимо уделить внимание при разработке предложений по повышению деятельности руководителя в УВО, её эффективности. Определим основные направления деятельности УВО, по мнению автора: служебная дисциплина подчиненных, психологический климат в коллективе и отбор сотрудников на службу.
Итак, согласно тому, что руководитель зависит от поведения сотрудников, связанных с ним напрямую, или работающих в организации, вообще, то из распределения власти и влияния, ответственности и зависимости вытекают два вывода, которые руководителю следует помнить всегда:
· никто не выполняет распоряжения руководителя только потому, что он имеет формальные полномочия;
· работник, не подчиненный напрямую данному руководителю, имеет право вообще не выполнять его указания [16, с.78] (хотя в призме службы в правоохранительных органах, наоборот, весь вышестоящий состав считает, что сотрудники нижестоящие по званию обязаны выполнять беспрекословно любые указания).
Для результативной деятельности организации нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка сотрудников, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе. Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они должны быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.
Нормы деятельности, на которые необходимо сделать бо
льший уклон к поощрению сотрудников: работа в позднее время, сверхурочная работа, подмены; большая интенсивность работы и явно видимая отдача. Руководителю также необходимо больше уделять внимание общению с сотрудниками в неформальной обстановке, проникать в личные проблемы подчиненных.
Особое значение, не только для УВО, но и для большинства российских организаций в настоящее время приобретает обучение персонала. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются не только внешние условия (изменяется государственная политика в сфере экономики, постоянно изменяется законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), но и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала как к сегодняшним, так и к завтрашним изменениям.
Эту задачу можно решить только через создание такой системы обучения и развития сотрудников, которая будет помогать организации в достижении стоящих перед ней целей: повышение качества товаров и услуг, снижение себестоимости продукции, формирование новой оргкультуры, повышение отдачи от каждого работника и т.п. Постоянное развитие и совершенствование навыков, умений, способностей сотрудников, расширение и углубление их профессиональных знаний становится необходимым условием развития производства и стабильной работы организации.
Обучение для руководящего состава УВО имеет особое значение, так как обучению руководителей уделяется недостаточное внимание. Экономический рост невозможен без руководителей, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач. Во многих подразделениях вневедомственной охраны области вообще нет руководителей, которые получили специальную подготовку в области управления. Такие руководители осуществляют управление не на основе знаний в сфере управления, а руководствуясь преимущественно интуицией и здравым смыслом.
Важнейшая задача, которую следует решить при подготовке учебных программ для руководителей и в процессе их обучении это необходимость выявления причинных связей между поведением руководителей в процессе реализации своих управленческих функций и факторами, которые на него влияют. А влияют на поведение руководителей не только внешние факторы, такие как действующие законы, сложившаяся в организации структура управления, но и внутренние, психологические факторы. Американский психолог Арджирис считает, что действенность учебных программ для руководителей будет повышаться, если при разработке программ исходить из того, что организационное поведение руководителей в первую очередь определяется их установками. Именно установки, сформировавшиеся ранее, определяют стиль управления и доминирующие подходы руководителей к решению возникающих перед ними управленческих проблем. Таким образом, обучение руководителей, которое передает им необходимую сумму знаний, но не изменяет в нужном направлении их установки, рискует оказаться недостаточно эффективным [21, с.68].