Организационная структура предприятия как ключевой фактор ее внутренней среды
В наши дни, чтобы выжить, предприятия вынуждены изменяться. Новые открытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы.
Успешная фирма постоянно находится в динамике. Предприятие - живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все предприятия направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста.
С развитием предприятия происходит и эволюция перемен.
Первопричина - действие сил, внешних по отношению к организации. Сначала они едва заметны и не ощущаются компанией, воспринимаются как внешнее окружение. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурентов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы. Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутренними. Необходимость перемен становится неизбежной в такой ситуации.
Менеджеры ищут способы поощрить нововведения, которые позволили бы предприятиям соответствовать изменяющейся внешней среде, развиваться и идти вперед к поставленным целям [20].
Предприятие как организацию, вряд ли можно увидеть. Обычно со стороны мы видим только внешние ее признаки: высокие здания, компьютеры в офисах, служащих на своих местах. С другой стороны, мы многое знаем и о внутренней деятельности различных организаций, поскольку сами каждый день ходим на работу. Можно сказать, что организации стали неотъемлемой частью современного общества, и поэтому многие их черты воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся.
Организация - это социальная целостность, которая направлена на реализацию целей, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.
Наличие системной структуры, определенных целей, связи с окружающей средой являются общими характеристиками для любой организации.
Ключевые элементы организации - люди и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы выполнить некоторые действия, необходимые для того, чтобы достичь цели. Современные тенденции в менеджменте подчеркивают важность человеческих ресурсов, большинство новых подходов основано на представлении работникам более широких возможностей, чтобы побудить их учиться и вкладывать свои силы в общее дело, поскольку все они трудятся вместе для достижения общей цели [21].
Большинство организаций сегодня стремится к большей горизонтальной координации своих действий, часто используя подход, при котором несколько служащих с профессиональными различными обязанностями работают единой командой над общим проектом. По мере того, как организации встречаются с необходимостью реагировать на изменения в среде, границы между подразделениями, а также и между самими организациями становятся все более гибкими и размытыми. Ни одна современная организация не может существовать без взаимодействия с потребителями, поставщиками, конкурентами и другими элементами внешней среды. Сегодня некоторые компании сотрудничают даже со своими конкурентами, обмениваясь информацией и технологиями, получая от этого взаимную выгоду.
Организации адаптируются к быстро изменяющейся внешней среде, и сами оказывают влияние на среду. Некоторые крупные компании имеют специальные отделы, занимающиеся мониторингом окружающей среды и поиском путей приспособления к ней и влияния на нее.
Одно из самых значительных изменений в окружающей среде сегодня - глобализация. Многие организации, вступают в стратегическое сотрудничество с компаниями, чтобы получить возможность влиять на окружающую среду и соответствовать требованиям нового глобального мира. Действуя, таким образом, организации создают ценности для своих владельцев, покупателей и работников.
Менеджеры должны понимать, какая из операций компании создает ценности, а какая нет, компания может быть прибыльной только тогда, когда общая цена того, что она производит, больше стоимости затраченных ресурсов. Компании должны проводить исследования с целью выяснить, как, используя возможности и достоинства своей компании, создать наибольшую ценность для потребителей.
И, наконец, организации должны быть способными соответствовать требованиям сегодняшнего дня, связанным с все большей специализацией рабочей силы и растущим вниманием к вопросам этики и социальной ответственности, а также находить эффективные способы заинтересовать служащих в совместной работе для достижения целей организации.
Деятельность организаций формирует нашу жизнь, а профессионалы-менеджеры способны формировать организации и их деятельность. Знание и понимание организационной теории позволяет менеджерам создавать организации, которые будут действовать более эффективно.