Сущность стратегического управления и его основные понятия
Проанализировав вышесказанное, можно сказать, что мнения авторов по одному и тому же предмету изучения достаточно различны. На взгляд автора, наиболее полным считается определение, представленное авторами Шенделом и Хаттеном. Данное определение наиболее полно отражает сущность стратегического управления, основные направления, которые реализуются в процессе его организации. В отличие от него, например, определение, представленное Хиггинсом, не учитывает факт стремления к эффективности управления, и не отражает роли ресурсов в процессе стратегического управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое управление - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
На основе определений различных авторов, автор считает, что стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
. Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
. Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия "сбора урожая", стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.[6]
В процессе стратегического управления для предприятия разрабатываются следующие стратегии:
· корпоративная (на уровне предприятия в целом),
· деловые (для конкретных бизнес-единиц),
· функциональные (маркетинговая, научно-техническая, производственная, кадровая, сбытовая, финансовая).
Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):
. Концентрированный рост (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта)