Сущность стратегического управления и его основные понятия
. Рост (интегрированный рост - приобретение собственности, внутреннее расширение и диверсифицированный рост - производство новых продуктов)
. Стратегия сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке и т.п.)
. Комбинированная [7]
Автор считает, что каждая из этих стратегий имеет очень важное значение, предприятия в различные периоды своего развития, может выбрать ту или иную стратегию. Например, в период устойчивого развития предприятия и необходимости роста, предприятие может выбрать стратегию концентрированного роста, на начальном этапе развития бизнеса - стратегию роста, в условиях экономического кризиса или снижения прибыльности - стратегию сокращения. Комбинированная стратегия подойдет во время устойчивой экономической обстановки, когда предприятие работает на высоком уровне, ему не нужно предпринимать активные действия к росту и нет угрозы разорения.Вовремя выбранный путь развития может помочь предприятию значительно увеличить рентабельность или же избежать банкротства.
Базовые деловые стратегии М.Портера:
· лидерство в издержках (минимизация издержек);
· дифференциация продукции (предложения различных видов продукции);
· фокусирование (концентрация усилий на конкретном сегменте рынка).
К деловым стратегиям можно отнести стратегию раннего выхода на рынок (стратегия первопроходца).
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рис. 1.1.
Рис.1.1. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением.
Проанализировав рис. 1.1., автор считает, что основными отличиями стратегических решений является то, что они разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные же решения принимаются на всех уровнях управления. Разработка стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность появляется как из процессов вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределённость внутренних факторов определяет взаимосвязанность компонентов организации как сложной системы.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
. Каким способом достичь желаемого результата?
Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.