Поощрение как инструмент мотивации
Поощрение - это инструмент внешнего стимулирования желательного для организации поведения персонала. Для того чтобы их использование было эффективно и приводило к запланированному результату, необходимо глубокое понимание основ теории и практики мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы, формы и направленность на достижение поставленных целей.
Мотив - это побуждение к действию, связанному с удовлетворением потребности. Мотив также определяет, как именно будет осуществлено это действие. Поскольку любая потребность может быть удовлетворена разными способами, люди могут действовать неодинаково, даже если удовлетворяют одинаковую потребность [6, с.33].
Модель мотивационного можно представить в виде шести последовательных стадий:
) Возникновение потребности.
Потребности могут быть физиологическими, психологическими и социальными. Возникшая потребность проявляется в виде ощущения напряжения, дискомфорта, чувства, что "чего-то не хватает", "что-то не так".
) Поиск путей удовлетворения потребности.
Поскольку неудовлетворенная потребность настойчиво "требует", чтобы человек предпринял какие-то шаги для ее устранения, он начинает искать возможности способов: удовлетворить потребность, подавить ее, не замечать.
) Определение способов действия.
На этой стадии следует решить вопросы о том, как нужно действовать, и возможно ли этими действиями удовлетворить потребность.
) Осуществление действия.
Реализуются конкретные действия, направленные на устранение потребности.
) Получение вознаграждения.
Выполнив определенные действия, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять для него объект.
) Устранение потребности.
Если потребность удовлетворена, человек прекращает свои действия. В противном случае он начинает искать другие возможности для ее устранения.
Приемы, побуждающие работников работать, разделяют а материальные и нематериальные. Материальные стимулы могут быть предоставлены как в денежном виде, так и быть неденежными - в виде определенных благ, которые стоят организации денег, но бесплатны для сотрудников. К нематериальным приемам мотивации относятся моральные и социально-психологические стимулы. Как показывает практика, материальные и нематериальные стимулы должны быть сбалансированы - перекосы в ту или иную сторону снижают эффективность всей системы [6, с.43].
Мотивация по своей направленности может быть "от" и "к". В первом случае человек приступает к деятельности, чтобы избежать неудач и неприятностей, во втором - действует, потому что стремиться достичь успеха.
Обе стратегии работают, однако более эффективной является мотивация достижения. То, что мы с вами хотим сделать, что вызывает у нас искренний энтузиазм, мы обычно делаем гораздо легче, с меньшим напряжением сил и получаем удовольствие и от процесса, и от результата.
В случае если поощрения применяются бессистемно, они могут оказывать прямо противоположное воздействие и приводить к неприятностям, вместо того чтобы приводить к повышению производительности и улучшению психологического климата. Например, премии вместо энтузиазма и желания работать еще лучше могут не только восприниматься как должное, но даже вызывать неудовольствие. Награждение лучших сотрудников вместо желания подражать им не так редко становиться причиной раздоров, обид и конфликтов в коллективе. Наказание провинившихся вместо стремления исправить положение порой приводит к еще большему ухудшению ситуации и полной потере желания работать.