Поощрение как инструмент мотивации
Для того чтобы отдельные мотивационные мероприятия, связанные с поощрением либо наказанием работников, были эффективными, они должны являться частью единой системы мотивации.
В последнее время наблюдается тенденция перехода к преимущественно позитивной системе мотивации персонала. Большое внимание уделяется стратегическому планированию, идеологической работе. Каждый сотрудник должен понимать, каковы цели организации и работать на этот результат. Развивая систему материального и морального стимулирования, поощряя лучших работников, руководство демонстрирует, чего оно ждет от работников [6, с.54].
Если поощрения опираются на мотивацию достижения, то наказания имеют в своей основе мотивацию избегания. Чрезмерное увлечение негативными стимулами опасно и к их применению необходимо относиться очень осторожно. Исследования показывают, что поощрения улучшают работу сотрудников в 89 % случаев, а наказания всего лишь в 11%. Угрозы на 99% игнорируются, не говоря уж о том, что они унизительны для обеих сторон.
При построении системы мотивации необходимо выявить и соотнести между собой интересы организации и разных категорий работников, подобрать формы их реализации, с тем чтобы они максимально работали на цели организации, с одной стороны, и позволяли сотрудникам удовлетворять их потребности - с другой. Система мотивации должна обеспечивать достижение стратегических целей, выполнение планов, повышать производительность и качество работы, закреплять ценных специалистов.
Виды поощрения