Анализ внутренней и внешней среды ЗАО «Дельта Банк»
В процессе анализа внешней среды необходимо четко понимать само определение внешней среды. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.Анализ внешней среды предприятия необходим не только для определения общей стратегии развития предприятия, но также и для выявления и разработки стратегии. Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а также определение угроз и возможностей для организации, связанных с его внешней средой. Вся внешняя среда предприятия делится на две большие части: микросреду и макросреду. Микросреда организации - это среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании. Макросреда - это среда, которая влияет и на макросреду и на предприятие. Макросреда предприятия косвенно воздействует на его деятельность. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Существует несколько методик анализа внешней среды. Применительно к кредитно-финансовой организации лучше всего использовать комплексный подход к анализу, который будет включать в себя методику PEST(Political, Economic, Social, Technological - анализ, состоящий из анализов политической, экономической, социальной и технологической сфер), отраслевой и конкурентный анализы (рис. 3).
Рис. 3. Внешняя среда банка
Начнем с отраслевого анализа, который сможет дать общее представление о сложившейся ситуации в отрасли банковского обслуживания. В продолжение анализа внешней среды обратимся к конкурентному анализу, который сможет дать более представляемую информацию о положении ЗАО «Дельта Банк» на рынке банковских услуг по отношению к конкурентам. Основными клиентами коммерческого банка являются юридические организации. Поэтому прямыми конкурентами предприятия являются те коммерческие банки, которые оказывают идентичные услуги, а именно прием вкладов от юридических лиц и выдача им кредитов. Это такие банки как ЗАО “МТ Банк”, ЗАО “Альфа-Банк”, ЗАО ВТБ, ЗАО “ТК Банк” и другие. В качестве конкурентов будет рассмотрено 3 банка, а именно ЗАО “МТ Банк”, ЗАО “Альфа-Банк”, ЗАО ВТБ, которые занимают лидирующие позиции по оказанию банковских услуг юридическим лицам. Условие отбора - сумма выданных кредитов. Для того чтобы понять размеры коммерческих банков, необходимо отобразить в динамике доли, занимаемых позиций в сегменте обслуживания юридических лиц. Рынок кредитов юридическим лицам оценивается в 12 млрд. рублей в год. Из этих данных и были рассчитаны соответствующие доли банков (табл. 1):
Таблица 1 Доли банков
Название банка |
1 полугодие, % |
2 полугодие, % |
ЗАО”Дельта Банк” |
3 |
5 |
ЗАО”МТ Банк” |
20 21 | |
ЗАО”Альфа-Банк” |
15 |
12 |
ЗАО ВТБ |
11 |
11 |
Остальные банки |
51 |
51 |
Из таблицы (табл. 1) видно, что доля ЗАО ”Дельта Банк” выросла на 2%, а именно было выдано кредитов юридическим лицам во втором полугодие больше на 60 млн. рублей. Рост составил 140%, а прирост 40%. Это хорошие показатели для выхода на рынок. Они были в основном достигнуты путем активного поиска клиентов и установления благоприятных условий кредитования юридических лиц, а именно низких процентных ставок.