Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
Факторы прямого воздействия
Потребители
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.
Постоянные потребительские предпочтения - группа факторов, являющихся основой формирования потребительского поведения и позволяющих выявить привычки и ориентации потребителя при выборе аптечной организации. К ним относятся обращаемость врач/аптека, причины выбора аптеки, ассортимент и др.
Например, в ходе исследований, выявлено, что в случае заболевания обращаемость потребителей к врачу или сразу в аптеку примерно одинакова - по 43,30 и 42,50% соответственно, что говорит об определенном доверии к аптекам и фармперсоналу и подтверждает склонность потребителей к самолечению.
,90% потребителей отметили, что им абсолютно все равно, где купить ЛС, однако 27,95% посещают только аптеки, внушающие определенное доверие; 10,63% проявляют лояльность конкретной аптечной организации, посещая по мере возможности одну и ту же аптеку. Таким образом, приверженность потребителей к определенным аптекам низкая и актуальной является разработка мероприятий по привлечению и удержанию покупателей.
Аптеку «36,6» посещает в день примерно 200 человек. Потребители товаров и услуг аптеки жители Санкт-Петербурга всех возрастов начиная от 16 лет. В основном это женщины. Ассортимент товаров рассчитан на все возраста, начиная с первых месяцев рождения до товаров предназначенных для лечении болезней у пожилых людей.
Безусловно, одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через вашу аптеку. Большинство опрошенных потребителей (37,01%) обращаются за фарм-помощью в аптеку, наиболее удобную по месторасположению, т.е. в ту, которая находится ближе к дому, месту работы или по пути, близко расположенная станция метро, автобусная остановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость вашей аптеки.
Сети аптек «36,6» расположены в различных точках Санкт-Петербурга. Несколько аптек находится на Невском проспекте и на Васильевском острове недалеко от метро, где всегда большое количество народа, так же аптеки находятся в спальном районе города среди домов. Есть ещё пара «точек» расположения аптек «36,6» в больших торговых центрах МЕГА (Мега-Парнас и Мега-Дыбенко), большое количество магазинов и удобное расположение аптеки - все это несомненно должно привлекать покупателей.
Персонал
Повышение профессионализма сотрудников является стратегической задачей для сети аптек «36,6». В компании проводятся обучающие семинары для работников. На них фармацевты обучаются стандарту обслуживания, совершенствуют свое профессиональное мастерство и умение, получают новую информацию, что способствует дальнейшей качественной работе. В тренингах принимают активное участие и наши партнёры. Они делятся своим опытом, информируют о товарах-новинках. В итоге, после прохождения тренингов фармацевты в аптеках готовы к профессиональному обслуживанию и консультациям.
Конкуренты
Основные конкуренты ЗАО «Аптеки 36,6» .
Аптека «Первая помощь»
Изначально концепция развития аптек «Первая помощь» была ориентирована на средний класс. Предполагалось предоставить высокий уровень сервиса (для чего было закуплено хорошее дорогое оборудование) за соответствующую цену. Однако после кризиса 1998 года понятие среднего класса несколько изменилось, и аптеке пришлось резко перестраивать свою стратегию. Они не отказались от высокого уровня сервиса, поэтому предложили конкурентоспособные цены (ниже среднего на рынке), чтобы привлечь к себе покупателей
аптеки находятся под управлением Компании в 23 регионах России.
высококвалифицированных сотрудников и сильная менеджерская команда с опытом работы в отрасли более 10 лет работает в компании.
Аптека «Радуга»
Начало формирования сети аптек «Радуга» можно отнести на конец 2002 - начало 2003 года. Именно в этот период было принято решение о создании аптек нового поколения, максимально ориентированных на потребителей и предлагающих только качественную продукцию. История развития сети началась с Санкт-Петербурга, затем под брендом "Радуга" стали открываться аптеки и в других городах. Сегодня сеть аптек "Радуга" представлена в 15 городах России. Аптечная сеть «Радуга» гарантирует качество и несёт полную ответственность за продаваемые в своих аптеках медикаменты, косметические средства, БАДы и прочую продукцию.
Эти 2 аптеки очень похожи на сеть аптек «Первая помощь». Бренды этих аптек известны почти в каждой российской семье. Приблизительно одинаковые цены. Устройство внутреннего интерьера почти одинаковое.