Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
Законы и государственные органы
Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое - через законодательные акты.
Недавно государственными органами был принят приказ о запрете продажи некоторых лекарственных средств без рецепта. Таким образом даже некоторые «безобидные» препараты попали под это условие, например марганцовка теперь в аптека должна отпускаться только по рецепту. Всё это, хоть и не слишком сильно, может повлиять на количество клиентов.
Предлагаемая аптеками «36,6» модель лекарственного обеспечения - это разветвленная аптечная инфраструктура с единой ценовой политикой, социальная ориентированность деятельности, сотрудничество и взаимодействие с органами здравоохранения, перспективное планирование деятельности с учетом потребностей здравоохранения области, развитие собственного производства лекарственных средств, обеспечение качества лекарственных средств за счет ведомственного контроля. Жизнеспособность такой модели доказана годами успешной работы предприятия. Аптекам «36,6» удаётся реализовывать единую социально ориентированную политику лекарственного обеспечения в условиях нестабильной рыночной экономики.
Группы косвенного воздействия
Социально-культурные факторы
Изменение в культурных ценностях
Крупные аптечные сети контролируют 40% столичного рынка - под брендом той или иной сети в Санкт-Петербурге работает более 300 аптек. Больше всего аптек у компаний «36,6», «Первая помощь», «Радуга», «Фармакор».
Сейчас мы наблюдаем изменение отношения к вопросу о заботе здоровья. Население Санкт-Петербурга под влиянием рекламы старается покупать больше лекарств тем самым пытаясь себя обезопасить, также большое влияние на уровень продаж оказывает появление новых, ранее неизвестных болезней (например: свиной грипп, в связи с этим растёт продажа марлевых повязок). Среднее количество покупателей в аптеке «36,6» 200 в день. С каждым годом происходит увеличение, поскольку растет ассортимент аптеки.
Демографическая компонента
Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие продукты компания будет производить, какой сервис предоставлять, какие рынки и каких покупателей обслуживать. Аптека «36,6» продает множество товаров, лекарств и услуг для матерей кормящих грудью и грудных детей.
Также очень важное значение имеет наличие а аптеках «36,6» лекарственных средств и препаратов для людей разных возрастов, начиная от 0 лет и старше, до пожилого возраста.
Изменение возраста населения и колебания рождаемости
Изменение в среднем возрасте населения означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Например, постоянный или снижающийся уровень рождаемости может привести к увеличению среднего возраста населения. Это скажется на появлении большего спроса на услуги для пожилых людей. И наоборот, если увеличится рождаемость, то сети аптек «36,6» нужно будет уделить особое внимание на товары для грудничков и детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Научно-технический прогресс
Создание новых продуктов, процессов, или усовершенствование старых - все это относится к категории инноваций. Компания должна отслеживать технологические инновации по двум причинам. Первая, это отслеживание технологий, напрямую соотносящихся к ее бизнесу с целью поддерживать конкурентоспособность на рынке. В этом случае использование инноваций дает компании конкурентные преимущества. Второй случай, это отслеживание технологических трендов в отраслях, которые могут быть и не связаны напрямую с деятельностью компании. Самый очевидный технический прогресс который все мы можем увидеть в сети «Аптеки 36,6» внутренняя обстановка открытый доступ к лекарствам.
Как правило, объемы продаж в аптеках с открытой формой торговли на 20-30% больше, чем при торговле через прилавок, кроме того, при открытой выкладке в аптеке можно разместить больше товаров, и такая форма торговли удобнее для покупателей.
На открытых стеллажах в торговом зале выставляются не только безрецептурные лекарства, но и средства гигиены, лечебная косметика, сопутствующие товары. А лекарства, отпускаемые по рецептам, покупатели получают через прилавок, из рук фармацевта. При умелом подборе товаров и соблюдении законов мерчендайзинга аптека самообслуживания способна увеличить свой оборот еще на 15-20%.