Типы стратегии бизнеса
Недостаток конгломерата, как уже было сказано выше, менее эффективная минимизация издержек в условиях экономического спада.
Стратегия откачки капитала и ликвидации.
Изменение во внешней среде или внутренние перемены могут приводить к тому, что одно из сфер бизнеса перестает быть рентабельной, и единственным правильным решением может быть прекращение ее деятельности. Рассмотрим варианты реализации этого плана:
- продать более не привлекательную организацию (в этом случае нужно найти организацию, сферы бизнеса которой имеет максимальное стратегическое соответствие);
- ликвидация (при этом варианте следует учесть, что стоимость распродаваемых по отдельности активов организации может быть ниже);
- банкротство (способ к которому нужно прибегать в самом крайнем случае, т. к. может пострадать имидж всего бизнеса).
- стратегия изменения курса и реструктуризации.
желание управленческого ядра корпорации улучшить эффективность функционирования портфеля или даже сохранить его существование является основным мотивом реализации стратегии изменения курса и реструктуризации.
Имеются следующие способы стратегии изменения курса:
· концентрирование на восстановлении прибыльности убыточных сфер бизнеса;
· изъятие ресурсов из слабых сфер и направление их в более перспективные («снять урожай»);
· введение режима экономии во всех сферах;
· продажа слабых сфер и приобретение привлекательных;
· смена отдельных менеджеров корпоративного уровня;
· мероприятия по повышению прибыльности во всех сферах бизнеса.
· Стратегия реструктуризации предполагает устранение одних сфер из портфеля и включение других.
Стратегия применяется в следующих случаях:
в корпорации отсутствуют долгосрочные перспективы из-за наличия в портфеле большого количества медленно развивающихся или угасающих и неконкурентоспособных сфер бизнеса;
для основных сфер бизнеса настали тяжелые времена;
- совет директоров решает изменить сферу бизнеса;
появление новых технологий, требуют занять позицию в новой перспективной отрасли;
продажа нескольких сфер бизнеса с целью приобретения новой перспективной отрасли;
основные сферы бизнеса теряют привлекательность.
Стратегия международной диверсификации.
Эта стратегия предполагает деятельность диверсифицированного портфеля на множестве национальных рынков. Широкое распространение она получила в середине 80-х годов, когда стало ясно, что «международные диверсифицированные компании имеют преимущество перед обычными международными компаниями».[34. с. 49] Такие компании «способны захватывать новые рынки и успешно конкурировать за счет продажи товаров в течении определенного промежутка времени по более низким ценам, покрывая убытки прибылью получаемой на уже освоенных рынках».
В этом случае может реализовывать стратегию глобализации, т. е. продвижение на всех рынках исключительно стандартизированных товаров и услуг. Яркий пример тому компания «Mc Donalds». Главное достоинство этой стратегии - снижение затрат на продвижение товара за счет создания имиджа организации, чьи товары и услуги хорошо известны во всем мире.
Наступательные и оборонительные стратегии.
К наступательной стратегии относят совокупность мероприятий по удержанию и приобретению конкурентных преимуществ упреждающего характера. Оборонительные стратегии показывают мероприятия, носящие характер реакции.
Основные направления реализации наступательной стратегии.
Наступление на сильные стороны конкурента (получение доли рынка путем достижения превосходства над сильными сторонами более слабых конкурентов; свести на нет преимущества более сильных конкурентов путем снижения цен, использования сравнительной рекламы в рамках действующего законодательства, а так же наделение продукции качествами, важными для клиентуры конкурентов).
Здесь следует отметить, что адекватность применяемых действий должна определяться «запасом прочности» наступающей организации.
Наступление на слабые стороны конкурента (развитие бизнеса в географических регионах, не освоенных конкурентами; развитие направлений, которыми конкурент пренебрегает или с которыми не справляется; концентрация усилий на тех продуктах, где аналоги конкурента имеют невысокое качество).
Если организация подверглась нападению, ей необходимо предпринять ряд мер оборонительной стратегии:
Неуклонное укрепление конкурентной позиции (расширение продуктовой линии: запуск продукции с параметрами аналогичными к таковым у товаров конкурентов; поддержание низких цен; заключение эксклюзивных договоров с дилерами и дистрибьюторами; бесплатное или недорогое обучение персонала организации-потребителей по эксплуатации и продвижению товара фирмы; распространение слухов о грядущем снижении цен на продукцию или появлению новых моделей, что будет способствовать снижению вероятности переключения потребителей на товары конкурентов; увеличение сроков гарантии; активное участие в разработке и освоении новых технологий, патентование перспективных технологий и т. п.).