Теории слияний корпораций: теория агентских издержек и теория гордыни
Слияния и поглощения
представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. Их целями являются увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.Если корпорация занимает удачное положение на рынке, имеет хорошие перспективы развития, но требуется усилить свои позиции в данной отрасли, то, используя механизм слияния и поглощения, она может достигнуть своей цели, объединяясь с компанией того же сегмента рынка.
Современная наука предлагает три основные теории, объясняющие мотивы, движущие корпорациями, использующими в своей деятельности стратегии слияний и поглощений: синергетическая теория, теория агентских издержек и теория «гордыни».Каждая из указанных теорий дает свое объяснение эффектов, достигаемых корпораций.
Болееподробно рассмотрим теориюагентских издержек и теорию гордыни
. Первая предложена в 1986 г. Майклом Дженсеном, вторая - Ричардом Роллом.
Майкл Дженсен, на основе совместно разработанной с Меклингомагентской теории
предложил оригинальный подход к объяснению слияний, в рамках еоторой корпоративные менеджеры - агенты акционеров, а подобные агентские отношения всегда чреваты конфликтом интересов. Источником конфликтных ситуаций является выплата денежных средств акционерам, прежде всего, в форме дивидендов. Выплата дивидендов, возврат капитала, направленные выкупы акций и подобные действия уменьшают объем ресурсной базы корпорации, что снижает возможности менеджмента по более гибкому управлению финансовыми ресурсами. Это создает определенные трудности и проблемы для менеджмента корпорации: не исключается большой объем работы по анализу рынка ресурсов и их привлечение. Использование внутренних резервов за счет сокращения или отказа от выплат акционерам позволяет более эффективно управлять финансами корпорации.
В рамках агентской теории менеджеры уже не действуют в наилучших интересах своих акционеров, в основе их деятельности лежат собственные интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами акционеров. Если оценка работы менеджмента, прежде всего высшего, в большей степени зависит от роста объема продаж, а не от показателя прибыльности для акционеров, то менеджеры могут пойти на слияния и поглощения, исходя из своих интересов, а не из принципа увеличения благосостояния акционеров.
Рост конкуренции на рынках продуктов и услуг приводит к тому, что цены стремятся к величине минимальных среднеотраслевых издержек, что заставляет менеджеров работать над повышением эффективности бизнеса, при этом основным мотивом, оправдывающим их действия, становится экономическая эффективность. Одновременно с этим конкуренция на новых рынках и на рынках, требующих крупных рент (доходов, являющихся результатом несоответствия альтернативных издержек по ресурсам в отрасли) или квазирент (доходы, являющиеся результатом несоответствия краткосрочных альтернативных издержек по ресурсам в отрасли), значительно ниже, чем на традиционных рынках. Это объясняет тот факт, что отрасли и производства, генерирующие значительные экономические ренты или квазиренты, относятся к производствам, генерирующим значительные потоки свободных денежных средств. Поэтому важен как внутренний мониторинг корпорации, так и оценка действий менеджмента корпорации рынком корпоративного контроля.
Дженсен определяет свободный поток денежных средств как поток денежных средств, появившийся в результате избытка финансовых ресурсов корпорации после того, как она профинансировала все возможные проекты, которые имели положительные чистые приведенные стоимости (дисконтирование проводилось по стоимости капитала). В случае если корпорация генерирует значительные свободные потоки денежных средств, то возможны конфликты между менеджментом и акционерами по причине того, что у менеджеров отсутствуют мотивы направить эти потоки денежных средств на выплаты акционерам, а не инвестировать в проекты с отрицательной приведенной стоимостью (в т.ч. и в неэффективное поглощение), кроме того, не исключается и неэффективность бизнеса.
Дженсен предлагает компаниям, испытывающим вышеупомянутую проблему, такой выход, как выкуп корпорации долговым финансированием (Leveragedbuy-out (LBO)). Преимущества, которые несет в себе долговая нагрузка по усилению мотивации менеджеров и их организаций к повышению эффективности деятельности корпорации, были впервые рассмотрены Дженсеном, который назвал эти преимущества «гипотезой контроля» при создании долговой нагрузки и выдвинул следующие аргументы.Менеджеры организаций, генерирующих значительные потоки денежных средств, могут выплатить «свободные» денежные средства акционерам в виде дивидендов или осуществить выкуп акций. Если же этого не происходит, то возможно инвестирование в неэффективные с позиций чистой приведенной стоимости проекты. Разумеется, что выплаты акционерам ослабляют контроль менеджеров над будущими потоками денежных средств корпорации; стандартным приемом является обещание менеджеров о выплате дивидендов в будущем с последующей практикой нахождения причин затягивания выплат или их ограничения. То, что рынок в большинстве случаев реагирует на информацию о снижении дивидендов значительным падением курса акций, соответствует теории агентских издержек свободных денежных средств. Такая информация воспринимается как показатель снижения эффективности корпорации.