Теории слияний корпораций: теория агентских издержек и теория гордыни
Утверждается, что эмитирование корпорацией долговых обязательств (то есть создание долга) без немедленного удержания доходов от этой эмиссии позволяет менеджерам эффективно гарантировать их обещания перед акционерами по выплате будущих потоков денежных средств. Это означает, что долг может эффективно заменить дивиденды, причем финансирование в проекты с отрицательной приведенной стоимостью становится практически невозможным. Естественно, что держатели долговых обязательств могут обанкротить компанию в случае нарушения сроков выплат как основного долга, так и процентов. В результате за счет сокращения объемов денежных средств, подконтрольных менеджменту, происходит существенное уменьшение агентских издержек свободных потоков денежных средств. Следовательно, контрольный эффект долговой нагрузки способствует определению оптимальной структуры капитала для корпорации, генерирующей значительные потоки свободных денежных средств. Разумеется, важно соблюдать оптимальное для корпорации соотношение долга к собственному капиталу.
Таким образом, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств дает объяснение тому, что жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием, финансируемые на 90-100% за счет выпуска долговых обязательств, могут создавать стоимости для акционеров. Кроме того, данная теория позволяет понять, что слияние может отражать как конфликт интересов между менеджерами и владельцами бизнеса в случае попытки проведения слияния без должного экономического обоснования; с другой стороны слияние есть метод разрешения подобного конфликта.
Р.Ролл предложил свою теорию «гордыни»
после изучения и анализа большого числа работ целого ряда авторов и пришел к выводу, что слияния и поглощения не несут в себе синергий, а если и несут, то эти синергии оказываются переоцененными. По мнению Ролла, увеличение стоимости акций корпорации - цели поглощения полностью или частично объясняется простым переходом денежных средств от корпорации-покупателя к корпорации - цели поглощения (это называется премией слияния), а не ожидаемыми синергиями от этого слияния. Для доказательства этого Ролл предложил рассмотреть следующий механизм, при помощи которого инициируется и осуществляется большинство слияний. Этот механизм состоит из трех этапов слияния.
.Корпорация-покупатель определяет потенциальную корпорацию-цель.
.Корпорация-покупатель проводит оценку акций или активов корпорации-цели. В большинстве случаев эта оценка сопровождается использованием инсайдерской информации о положении корпорации-цели. В ходе оценки корпорация-покупатель выявляет потенциальные синергии, оценивает эффективность менеджмента и т.д. Основной целью является определение того, насколько корпорация-цель недооценена.
.Определенная на предыдущем этапе стоимость корпорации-цели сравнивается с ее рыночной стоимостью. Если оценочная стоимость корпорации ниже рыночной, то поглощение не проводится, в противном случае делается предложение о покупке корпорации и производится поглощение. Как правило, рыночную стоимость корпорации приходится корректировать на расходы, связанные с возможным наличием конкурентных тендерных предложений и на ошибки в оценке (во многом эти ошибки связаны с неточностью или недостаточным объемом информации).
Главным в упомянутых этапах поглощения является оценка активов. Если акции корпорации-цели котируются на фондовой бирже (обращаются на фондовом рынке), то цена бизнеса очевидна для участников рынка. Рыночная стоимость и будет минимальной ценой предложения, так как акционеры компании, зная оценку рынка, не согласятся продавать дешевле. В результате если рыночная цена компании становится ниже предложенной тендерной цены, то рациональность тендерного предложения пропадает. Но такая предпосылка верна только в случае рационального поведения участников рынка.
Известно, что рыночные цены - всегда средние цены, которые могут не отражать поведение отдельных участников рынка: доказательств рационального поведения всех участников рынка не существует. Рынок рационален не потому, что все инвесторы рациональны, а потому, что таких большинство, а иррациональность оставшихся - сглаживается. Кроме того, в любом бизнесе есть элемент неопределенности, а в условиях неопределенности достаточно часто встречаются случаи принятия нерациональных решений.