Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы
Обоснование темы дипломной работы.
Российская индустрия туризма, постепенно ускоряющая темпы своего развития, всё больше испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Тезис «кадры решают всё» продолжает, как и раньше, оставаться весьма актуальным. Особенно важным является отбор кадров и выявление у них уровня профессионально значимых качеств для работы в туристских фирмах в условиях большой конкурентности. Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью исследования рейтинга профессионально значимых качеств, которыми должен обладать современный менеджер, для работы в туристских фирмах региона КМВ, так как от этого во многом зависит позитивное развитие и функционирование регионального туризма.
Актуальность.
Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, особое внимание уделяется вопросам, направленным на окружающую среду, на рынок, на конкурентов, на клиентов и тому подобное, однако главные усилия в индустрии туризма направлены на ее персонал. Персонал в индустрии туризма является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих. На сегодняшний день в отечественном туристском бизнесе основным видом конкуренции становится не цена и ассортимент предложений, а качество сервиса. Однако большинство туристских предприятий к этому не готово. В настоящее время существует множество специализированных факультетов и институтов, занимающихся профессиональной подготовкой кадров для туристской индустрии.
Однако, при таком обилии учебных заведений дефицит профессиональных работников в сфере туризма не только не перестает существовать, а намечается кадровый кризис квалифицированных специалистов для многих туристских компаний в России. Подобная ситуация в туристской отрасли, на наш взгляд, обусловлена рядом причин.
Во-первых, большинство соискателей не имеют элементарного представления о том, как строится работа в туристской фирме. Во-вторых, формальное отношение студентов и их преподавателей к прохождению практики в той или иной организации индустрии туризма. В cвою очередь, немаловажным является и нежелание многих руководителей туристских фирм тратить свое время на малоопытных и совершенно безынициативных будущих специалистов.
В-третьих, низкий уровень подготовки персонала для организаций туристской отрасли. Незнание специфики туристской терминологии, недостаточный кругозор, слабое владение иностранными языками вот неполный перечень того, с чем приходится сталкиваться при найме на работу турменеджеров.
Определение профессионально важных и значимых качеств для работы в туризме, их выявление и воспитание в будущих менеджерах на протяжении всех лет обучения, наряду со значительным увеличением объема практической подготовки студентов и совершенствованием учебных программ являются основными задачами в подготовке квалифицированных кадров. Все это обуславливает необходимость изучения профессионально значимых качеств работников в сфере туризма и на основе полученных данных подготовку высококвалифицированных сотрудников, обладающих именно теми качествами, которые будут востребованы.
Целью дипломной работы является исследование профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы (на примере туристских фирм КМВ).
Для достижения поставленной перед нами цели определяем следующие задачи:
рассмотреть понятие профессии, профессионально значимых качеств.
рассмотреть психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств в сфере сервиса и туризма.
изучить специфику профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы.
провести исследование по выявлению наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы (на примере туристских фирм КМВ).
проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации.
Предметом нашего исследования являются профессионально значимые качества, влияющие на эффективность работы менеджера туристской фирмы.
Объектом нашего исследования являются туристские фирмы региона Кавказских Минеральных Вод.
Методологическая и методическая основа исследования.
В нашей дипломной работе мы использовали теоретические подходы социальных и организационных психологов, таких как Климов Е. А., Шадриков В. Д., Рубинштейн С. Л., Деркач А. А., Руденко А. М., Довгалева М. А., а так же труды таких практиков и теоретиков туристского бизнеса как Дурович А. П., Квартальнов В. А., Чудновский А. Д., материалы периодических изданий, таких как «Отель», «Индустрия туризма».
Для исследования профессионально значимых качеств работника туристской фирмы был использован метод анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов, работающих в туристской индустрии, а так же для студентов и преподавателей ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов для туристской отрасли.
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов
- Особенности профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма
- Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы