Пути повышения конкурентоспособности продукции
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Актуальность выбранной темы настоящей работы обусловлена проблемами повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг) в системе мирового хозяйства.
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Таким образом, тема данной дипломной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Объектом исследования
является производственное унитарное предприятие «Бумажная фабрика» Департамента государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь (УП «Бумажная фабрика» Гознака).
Предмет исследования
- конкурентоспособность продукции, выпускаемой УП «Бумажная фабрика» Гознака.
Целью дипломной работы
является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретическое понятие «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
определить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции;
провести анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
определить пути и методы повышения конкурентоспособности продукции;
определить конкурентоспособность на примере конкретного товара.
В соответствии с поставленными задачами, дипломная работа состоит из введения, теоретического, аналитического и практического раздела, включающих в себя 3 главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции, факторы, критерии и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе приводится анализ хозяйственной деятельности предприятия, анализируется конкурентоспособность продукции по ценовым и качественным факторам, раскрываются проблемы конкурентоспособности продукции.
В третьей главе приведена практическая значимость работы. Полученные теоретические и научно-методические результаты исследования доведены до конкретных практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия с учетом особенностей производства продукции на основе развития соответствующих методов оценки. В частности, реализация рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети, стимулирования потребителей, политики коммуникаций и методов ценообразования.
При написании данной работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования.
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой
исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность продукции как экономическая категория
- Конкурентоспособность продукции как экономическая категория
- Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции
- Методы оценки конкурентоспособности продукции
- Анализ конкурентоспособности УП «Бумажная фабрика» Гознака
- Проблемы конкурентоспособности продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака
- Разработка стратегии предприятия по направлениям деятельности