Анализ типов конфликтов и метод их разрешения
В коллективе существуют конфликты, при которых сотрудники выбрали избегательную форму поведения. Задачи руководителя по разрешению таких конфликтов состоят в следующем:
необходимо выяснить причину конфликта;
определить цели оппонента;
наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого анализируем обстановку путем постановки следующих вопросов:
а) Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
б) Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств, для ее достижения?
в) Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
г) Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.
Проведя анализ методов управления конфликтами, можно придти к выводу, что наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Подведя итог всем исследованиям, благодаря которым мы выявили причины конфликтов, а также определили абсолютное число конфликтных и полуконфликтных диад в данной организации, определили сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений, также проведя анализ методов управления конфликтами увидели, что директор отлично справляется с некоторыми периодически возникающими конфликтами, но в коллективе также существуют скрытые конфликты, которые накаляют социально-психологический климат в коллективе, снижают результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности организации.
Проведенный анализ показал, что для совершенствования работы руководителя по управлению конфликтными ситуациями в организации необходимо разработать новую систему мотивации и внедрить дополнительные методы разрешения конфликтных ситуаций.
Предложения по снижению конфликтных ситуаций в ООО «Архсоюз»