Предложение по снижению конфликтности при построении системы мотивации в организации
Проведение системной диагностики организации с использованием шкал анализа организационной структуры (табл. 1). В схеме указаны задачи компании, ответственный за их решение, определено то, что должно быть учтено при выявлении мотивации каждого сотрудника. Рассмотрим принципы, на основе которых построено функционирование этой системы.
Таблица 1
Шкалы анализа организации
Уровни организационной структуры |
То, что формирует уровни организационной структуры |
СИСТЕМА Общая концепция бизнеса компании |
- Характеристики бизнеса (продукт, клиент, технология, конкуренты) - Миссия компании - Стратегия компании |
СТРОЕНИЕ |
- Структура бизнес-процессов - Распределение функций, ответственности, полномочий - Распределение ресурсов |
ПОЛИТИКА (власть) |
- Распределение власти - Распределение информации - Ключевые фигуры |
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА |
- Принятые формы взаимодействия - Система ритуалов - Ценности - Одобряемые формы поведения |
ПЕРСОНАЛ |
- Квалификация (знания, умения, навыки) - Системы подбора, адаптации, обучения сотрудников - Индивидуальные особенности |
Анализ осуществляется ступенчато, так что каждая бизнес-задача, заложенная в системе (например, получение 20% прибыли в год), должна учитываться на следующих уровнях организации. На уровне структуры мы видим сотрудников и отделы (коммерческий и финансовый, например), деятельность которых будет создавать предпосылки получения прибыли и определять цены, а также отслеживать получение прибыли компанией. На уровне политики находятся реальные люди, и происходит реальное распределение ответственности, а также осуществляется оценка положения дел в компании (уровень прибыли). На уровне корпоративной культуры происходит принятие решений, которые дают сотрудникам возможность выполнять определенные бизнес-задачи (транслировать экономичность поведения, повышать экономическую компетентность персонала и т.д.). На уровне персонала выявляются личные качества и уровень квалификации сотрудника, позволяющие реализовывать данную бизнес-задачу, и определяется способ ориентации работников на ее решение. Рассматриваемая в долгосрочной перспективе, эта схема дает представление о том, что изменение бизнес-задачи влечет за собой трансформацию и способов мотивирования сотрудников.
На этапе диагностики выделяются приемы мотивации, которыми предполагается стимулировать сотрудников к эффективной работе (рис. 1).
Рисунок 1. Дополнительные меры поощрения, применяемые ООО «Архсоюз» (в %%)
В зависимости от размера выручки с продаж практикуется материальное поощрение (бонусы) сотрудников отдела продаж за период 9 месяцев (рис. 2).