Задачи, функции и методы управления инновациями
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Таблица 2 - Задачи и инструментарий стратегического инновационного менеджмента
Задачи |
Инструменты |
Определение сравнительных преимуществ компании и превращение их в конкурентные |
обучение высшего руководства компаний |
Мониторинг базовых технологий и спектра их развития. |
мониторинг и аутсорсинг технологий |
Определение приоритетов стратегического развития компании и роли в этом отдельных проектов НИОКР. |
обучение высшего руководства компаний |
Создание устойчивого конкурентного преимущества компании на основе полученных знаний и проводимых НИОКР. |
- современные методы планирования и прогнозирования; мониторинг и аутсорсинг технологий |
Обеспечение воспроизводства качественных человеческих ресурсов в сфере менеджмента НИОКР. |
обучение персонала |
Получение, использование, правовая защита и эффективное управление знаниями. |
мониторинг и аутсорсинг технологий |
Управление потоком проектов НИОКР. |
современные эвристические алгоритмы и методы отбора проектов, |
Управление общими и специфическими (инновационно ориентированными) видами ресурсов. |
современные методы планирования и прогнозирования |
Управление непосредственным процессом осуществления НИОКР. |
современные эвристические алгоритмы и методы организации, глобального управления НИОКР и т.д.; |
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления. Современный инструментарий отличается высокой степенью эффективности применения в практической деятельности крупных компаний. К ним в частности относятся: