Задачи, функции и методы управления инновациями
Наиболее известна также классификация способов преодоления сопротивления Коттера и Шлезингера (приложение А). Выбор метода управления при реализации стратегии зависит в большей степени от ситуации, которая в определенной мере определена силой сопротивления изменениям. Управление стратегическими изменениями необходимо проводить на ходу всего процесса реорганизации, уменьшая при этом риск сопротивления сотрудников переменам и увеличивая отдачу от деятельности организации. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. |
Политические, правовые |
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. |
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально-психологические, культурные |
Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. |
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Организационно-управленческие |
Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов. |
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |