Профилактика стрессов в производственных ситуациях
В жизни часто бывает так, что термин «стресс» обобщается с понятием «давление». Отсюда и сложилось мнение о том, что небольшая порция стресса помогает делать работу более эффективно. К сожалению, это не совсем так.
Начнем с того, что стресс на работе - относительно новое явление в современной жизни. Рабочий процесс на протяжении последнего столетия подвергался интенсивным изменениям, причем эти изменения продолжаются и в настоящее время, а их скорость можно сопоставить со скоростью урагана. Затрагивают они почти все профессии, начиная от артиста до хирурга, от коммерческого лоцмана - до рядового продавца товаров. К сожалению, с этими изменениями неизбежно приходит и стресс. Учеными многих стран мира экспериментально установлено, что профессиональный или рабочий стресс представляет собой угрозу не только для физического здоровья одного работника, но и влияет на здоровье всего трудового коллектива. Вагинит причины и лечение острый вагинит лечение Производственная Компания Солнышко.
Рабочий стресс может быть вызван целым рядом комплексных причин. В их числе:
I. Ненадежность работы
Реорганизация и слияние компаний, их поглощение, уменьшение размера фирм и ряд других изменений могут стать главными стрессорами для служащих компаний, старающихся выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции. И такие преобразования касаются буквально каждого работника, начиная с топ-менеджеров и заканчивая простыми исполнителями.
II. Чрезмерно высокие требования к исполнению рабочего задания
Нереальные ожидания, особенно в период корпоративной реорганизации, которые иногда вызывают нездоровое и беспричинное давление на работника, могут стать гигантским источником стресса и страданий. Увеличение объема работ, чрезмерное увеличение продолжительности рабочего дня и интенсивное давление в сторону ускоренного выполнения задания за один и тот же период времени и за одну и ту же зарплату может фактически привести к физическому и эмоциональному истощению работника.
III. Экспансия технологий
Экспансия новейших технологий - компьютеризации, внедрения пейджеров, сотовых телефонов, факсимильной связи и сети Интернет - может инициировать у руководства предприятием повышенное ожидание в плане производительности, ускорения рабочих процессов, повышения эффективности и, соответственно, привести к увеличению требований и повышению давления на работников, которые постоянно пребывают «на пике» своих возможностей выполнения операций
IV. Культура рабочего места
Регулирование культуры рабочего места, предусматривающее постоянное обновление отдельных составляющих места работы, также может интенсифицировать стрессовое состояние.
Принуждая себя адаптироваться к различным аспектам культуры, таким как характер общения, соблюдение иерархии, строгость в одежде, специфическое рабочее окружение, и что особенно важно, характер взаимоотношения с руководством и коллегами по службе, работник может потерять общую стабильность своего положения, что в свою очередь может стать «индуктором» стресса. С другой стороны, неспособность адаптироваться к культуре места работы может явиться причиной конфликтов с коллегами или же с руководством.
V. Личные и семейные проблемы
Работники, которые имеют личные или семейные проблемы, как правило, привносят свои беспокойства и тревогу на рабочее место. И если служащий находится в депрессивном состоянии, у него может притупляться внимание или же полностью отсутствовать мотивация на исполнение своих обязанностей, что в конечном счете приведет к снижению уровня ответственности за порученное ему дело.
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Руководители, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, должны беречься от стрессов и не служить стрессодателями для других.
Антистрессовое руководство
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:
· Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.