Профилактика стрессов в производственных ситуациях
· Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
· Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
· Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.
· Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
· При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
· Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
· Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
· Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т. д.
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Антистрессовое подчинение
Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов:
· Если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постараться тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
· Обсудить проблемы с коллегами, с руководством.
· Постараться наладить эффективные деловые отношения с руководителем, Оценить масштаб его проблем и помочь ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
· Если объем поручаемой работы явно превышает возможности, найти в себе силы сказать «нет». Позаботится при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа.
· Не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
· Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводить дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставить на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело.
· При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха.
· Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска.
· Дать себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).
· Стараться не смешивать личные и служебные отношения и т. д.
Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто.
Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д.