Разработка и принятие управленческих решений в управлении персоналом
Кадровый менеджмент - менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. В кадровом менеджменте различают:
- оперативный уровень управления, на котором доминирует кадровая работа;
- тактический уровень управления, на котором доминирует управление персоналом;
- стратегический уровень управления, на котором доминирует управление человеческими ресурсами;
- политический уровень управления корпорацией - разработка и контроль за реализацией кадровой политики;
- вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия путем использования труда, опыта, интеллекта и мотивов поведения с учетом удовлетворенности работников их трудом. [8, с.45]
В кадровом менеджменте используют схожие приемы и методы маркетинга и организации производства, поэтому в конкурентной борьбе основное различие между компаниями заключается в персонале и системе управления персоналом. В этой связи кадровые решения становятся одними из наиболее важных решений, принимаемых на предприятии.
Объект управления в кадровом менеджменте - персонал предприятия
Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, - руководство предприятия, специалисты по персоналу.
В состав кадровой службы могут входить:
- менеджеры по персоналу;
- специалисты-психологи;
- архивариусы;
- специалисты по внешним связям;
- специалисты по планированию потребности в кадрах;
- специалисты по планированию и развитию карьеры.
Особенность субъектов управления кадрами состоит в том, что определяющими характеристиками профессионализма менеджера (наряду с владением методами управления) являются психоаналитические способности, опыт и знание сути деятельности работников.
Рассмотрим факторы, влияющие на принятие кадровых решений. К ним можно отнести следующее:
- специализация (сфера деятельности) предприятия;
- цели деятельности предприятия;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- наличие профсоюзов;
- экономические условия на рынке;
- состояние рынка труда;
- место расположения предприятия;
- организационно-правовая форма предприятия;
- степень централизации управления;
- корпоративная культура;
- организационная структура предприятия;
- уровень развития системы управления персоналом;
- особенности рабочих групп;
- стиль и опыт лидера, и т.д.
Среди основных функций кадрового менеджмента:
- определение потребности в персонале;
- обеспечение укомплектованности организации персоналом;
- использование персонала;
- развитие персонала;
При принятии кадровых решений имеются свои особенности, как указано в [11, с.59-72]:
) деятельность работника имеет многообразные физиологические, биологические, человеческие, социальные и психологические измерения, что требует для принятия решений состыковки экономических, социотехнических, психологических и правовых основ системы кадрового управления;
2) необходимость согласования в процессе принятия решений взаимодействий менеджера, соответствующего работника, представителей работодателя и работополучателя (например, профсоюзов, производственного совета, союзов работодателей), уполномоченных внешних третьих лиц (например, учреждений по повышению квалификации, врачей анонимной службы);
) влияние факторов внешней среды, а также факторов, связанных с особенностями управленческой задачи и особенностями организации и руководителя, на принятие управленческих решений по персоналу;
) объектом кадровых решений выступают как участвующие в процессе их принятия лица, так и процессы формирования и развития трудового потенциала;
) разнообразие принимаемых кадровых решений - по непосредственному руководству, составу персонала, его использованию и вознаграждению;
) распространенность многоступенчатых технологий принятия кадровых решений. например, для повышения качества отбора практикуют отборочную беседу, анализ заявлений и результатов медицинских проверок, тестирование, пробные работы;
) на характер принимаемых решений существенное влияние оказывает стиль руководства людьми (ориентация на работу или ориентация на человека);
) современные условия развития системы управления персоналом не вписываются в рамки традиционной организационной структуры предприятия: функции управления персоналом распределяются между различными отделами.
Определим этапы процедуры разработки принятия кадровых решений:
) обоснование и осознание необходимости принятия решения;
2) определение критериев оценки принимаемых решений;
3) определение приоритетов (значимость критериев);
4) определение возможных альтернатив решения проблемы;
5) оценка альтернатив;
) выбор оптимального решения. [12, с.31-33].