Причины неудач при внедрении ERP-системы
Большинство неудачных внедрений, вызваны тем, что технология была приобретена ради самой технологии. Те компании, которые сначала думали о стратегии и только затем выбрали технологию оказались в лучшем положении. Успех в огромной мере зависит от стратегии и понимания бизнес-процессов".
Именно отсутствие работ по описанию и реинжинирингу бизнес-процессов является ещё одной распространённой ошибкой при выборе ИС. На сегодняшний день, лишь небольшая доля руководителей могут похвастаться тем, что на возглавляемом ими предприятии ведётся систематическая работа по формализации/оптимизации существующих бизнес-процессов.
Важность подобного документа сложно переоценить не только на этапе выбора ИС, но и на этапе внедрения, когда определяется приоритетность автоматизации, утверждается план выполнения работ. Нередко для того, чтобы ИС смогла дать положительный эффект, руководителю приходится перед внедрением системы привести в порядок не только бизнес-процессы, но и структуру управления предприятием.
Пропустив этот этап, предприятия в процессе выбора ИС оказываются в затруднительной ситуации, поскольку выбирать приходится "на ощупь". Общий перечень функциональных областей, который планируется автоматизировать (бухгалтерия, финансы, производство, логистика, сбыт, снабжение и т.д.) есть практически во всех ИС, различия между ними сказываются именно на этапе внедрения, когда приходится настраивать их под собственные бизнес-процессы. Помимо этого, предприятия на этапе внедрения сталкиваются с тем, что не могут определиться с очерёдностью выполнения работ по ИТ-проекту. Бухгалтер заявляет, что без автоматизации его направления жизнь предприятия остановится, государство "задушит" штрафами. Финансовый директор парирует, что не может составить бюджет без фактических данных. Руководитель отдела кадров считает, что, поскольку кадры решают все, именно его подразделение необходимо автоматизировать в первую очередь. В этот спор вмешиваются службы маркетинга, сбыта, снабжения и т.д.
Побеждает тот, у кого больше влияния. А в результате? В первую очередь автоматизируются "второстепенные" работы, которые в большинстве своём не способствуют окупаемости ИТ-проекта, но при этом требуют отвлечения финансовых и человеческих ресурсов. Нередко, оценивая эффект от подобной "информатизации", руководитель заявляет о полной бессмысленности проделанных работ.
В качестве примера можно привести историю с одновременным внедрением на Hershey Foods нескольких ERP-систем, когда после того, как корпорация потратила более 100 миллионов долларов, оказалось, что установленная система по-прежнему не способна выполнять заявленные функции. Более того, кроме денег, потраченных на установку системы, компания начала терять деньги из-за того, что чехарда с программным обеспечением и ошибки новых пакетов привели к хаосу в логистике.
Ещё одна серьёзная ошибка напрямую связанна с выбором фирмы, которая будет осуществлять внедрение выбранной ИС. Успех ИТ-проекта напрямую зависит от квалификации специалистов, внедряющих систему. Поэтому, если предприятие в процессе внедрения прибегает к услугам сторонних организаций, необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору (так же как и к выбору партнёра по бизнесу). Необходимо, чтобы команда внедренцев не просто была знакома с методикой внедрения, но и владела ей в совершенстве. В противном случае, попытка внедрения самой совершенной системы неопытной фирмой может привести к таким финансовым, моральным и политическим потерям, что предприятие надолго потеряет интерес к использованию ИС.