Причины неудач при внедрении ERP-системы
Построение корпоративной информационной системы - это процесс, который должен осуществляться в тесном сотрудничестве компании системного интегратора и собственных специалистов предприятия, внедряющих данную систему. Причём приоритет во внедрении безусловно принадлежит команде компании. Команда компании-интегратора никогда не сможет сделать этого своими силами с тем же успехом. Равно как и команда специалистов компании становится мало эффективной без консультационной и технической поддержки авторитетного и опытного интегратора. Известен случай с компанией FoxMeyer Drugs, которая обвинила Andersen Consulting (как внедренца) и SAP (как производителя ПО) в собственном банкротстве, выставив им иск на 500 миллионов долларов [24]. Причиной провала внедрения послужило отсутствие положительного синергетического эффекта взаимодействия двух команд.
Другая типичная ситуация - выбор информационной системы сотрудниками информационного отдела предприятия. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, подавляющее большинство предприятий страдают именно от того, что решения по вопросам, связанным с ИТ, готовятся на нижнем уровне, из-за чего не принимается в расчёт вся картина в целом.
Руководитель, принимая решение о делегировании полномочий по выбору информационному отделу, зачастую ссылается на западный опыт, где за решение подобных вопросов отвечает руководитель информационной службы (CIO). Но "у них" CIO помимо того, что обладает знаниями в области ИТ, способен оказывать существенное влияние на реорганизацию бизнеса. Он равноправный партнёр по бизнесу, умеющий предвидеть задачи бизнеса и знающий как их решить. В нашей стране люди, способные эффективно решать подобные задачи, лишь начинают появляться. Пока, все-таки, стоит привлечь к задаче выбора ИС ключевых специалистов предприятия, а специалистов информационного отдела необходимо привлекать для обсуждения вопросов, касающихся непосредственно их компетенции.
Или возьмём прямо противоположный предыдущему случай, когда руководитель авторитарным решением выбирает информационную систему, руководствуясь тем, что лучше него никто не знает, что на самом деле нужно предприятию. В этой ситуации существует вероятность того, что ИС не удастся внедрить по техническим причинам (технологии, оборудование, особенности инфраструктуры и т.п.), или стоимость такого решения будет, мягко говоря, не оптимальной. В случае же если на предприятии не формализованы бизнес-процессы, то вероятность успеха ИТ-проекта значительно снижается, поскольку процедура настройки ИС под предприятие будет весьма и весьма трудоёмкой.
На практике также нередко встречаются случаи, когда предприятие, запутавшись в присутствующих на рынке ИС, останавливает свой выбор на той, что уже работает на предприятии такой же отрасли. В какой-то мере решение выбрать ИС по образу и подобию "соседа", является следствием отсутствия целей информатизации и недостатком опытных специалистов на предприятии.
Внедрённая и эффективно работающая ИС, безусловно, - один из важнейших факторов, которые необходимо учитывать при выборе. Наличие отраслевого решения и соответствия типу производства просто необходимо. Но, тем не менее, необходимо помнить, что двух абсолютно похожих друг на друга предприятий не существует и быть не может. Поэтому нет и не может быть никаких гарантий того, что ИС, прекрасно зарекомендовавшая себя на одном предприятии, покажет схожие результаты на другом. У каждого предприятия есть круг своих больных вопросов и есть своя собственная стратегия развития бизнеса (именно на её поддержку прежде всего ориентирована ИС), поэтому попытки слепо перенять чужой опыт могут привести к полному фиаско.