Формирование корпоративной культуры и обеспечение благоприятного климата в коллективе ЗАО "Натусана"
Культура организации может сознательно создаваться ее ведущими членами, однако в ЗАО «Натусана» она формируется произвольно с течением времени под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, однако, как воздух в комнате, она окружает все и влияет на все, что происходит в организации.
Значение корпоративной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности.
Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.
В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).
Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутри организационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру. Большинство организационных культур исторически носили скорее неявный характер, но в последнее время возобладала тенденция признания их влияния и роли.
Таким образом, корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.
Задачи, решаемые таким институтом, как корпоративная культура предприятия, можно обозначить следующим образом:
. культура отношений с внешним миром, лицо компании;
. формирование корпоративного духа у всех сотрудников, чувства сопричастности к общему делу;
. взаимоотношения внутри компании между сотрудниками;
.1. создание оптимальных социальных условий, стимулирующих лояльность сотрудников к компании;
.2. создание психологического комфорта, недопущение развития конфликтов;
. имидж компании, позиционирующий ее на своем рынке и определяющий ее перспективы по завоеванию рынка.
. экономическое положение компании (КК как фактор инвестиционной привлекательности). Таким образом, в качестве одного из аспектов улучшения мотивационного механизма в ЗАО «Натусана» нами предлагается последовательно формирования корпоративной культуры. Для этого в штат предприятия, а именно в отдел кадров предлагается внедрить специалиста по корпоративной культуре. (примерную должностную инструкцию специалиста по корпоративной культуре см. в приложении).
Исследования профессиональной деятельности, включающие выявление ее психологических механизмов, структуры и содержания, затрагивают разные сферы труда и содержат несколько направлений. Основными являются:
) решение задач, связанных с повышением ее эффективности;
) определение профессионально значимых качеств личности для различных профессий и решение проблем профессиональной пригодности и профориентации;
) разработка психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки, в том числе построение модели специалиста, модели подготовки, совершенствование ее содержания, форм, методов и др.
Указанные направления исследований профессиональной деятельности имеют важное значение для сферы культуры, которой, как и любой сфере общественной жизни, нужны высококвалифицированные кадры. Их подготовкой занимаются творческие училища и вузы, в том числе культуры, искусств.
Вузы культуры, появившиеся в 50-е годы, выполняя социальный заказ, готовили библиотечных работников и культурно-просветительных работников - специалистов для работы в клубах и других учреждениях культуры: методистов клубных учреждений, позже - руководителей самодеятельных художественных коллективов (хоровых, оркестровых, хореографических, театральных, кинофотоколлективов и др.), организаторов культурно-досуговой сферы. Подготовка таких специалистов имела большое значение для развития массовой художественной самодеятельности и народного художественного творчества. Вместе с тем, существовавшая многие годы трактовка культурно-просветительной работы как части идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, подчинение государству и идеологизация всей культурной жизни в обществе стали инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью.