Формирование корпоративной культуры и обеспечение благоприятного климата в коллективе ЗАО "Натусана"
Произошедшие в нашей стране социальные и экономические преобразования, демократизация и обновление жизни общества привели к закономерному диалектическому перерастанию культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, социальное явление - социально-культурную деятельность.
Деятельность специалиста социально-культурной сферы основана на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма, милосердия, просветительства и направлена на:
анализ целостных социально-культурных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также на активное воздействие на социально-культурную среду, практическую работу по социальному, культурному развитию различных социальных, возрастных половых, религиозных и этнических групп, отдельных лиц:
исследование явлений, фактов, проблем, наблюдаемых в социально-культурной среде, о целью диагностики, объяснения, прогнозирования, проектирования, оптимизации социально-культурных процессов, их регулирования и управления;
моделирование условий для включения личности в социально-культурную деятельность.
Объектами профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы на предприятии являются:
правительственные и неправительственные организации, учреждения, ассоциации, фонды, движения, cоциальные институты культуры, образования досуга, социальной защиты, социальной помощи.
Социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические и другие группы населения.
Специалист социально-культурной деятельности в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности.
· научно-исследовательскую, учебно-педагогическую,
· производственно-практическую,
· методическую, экспортно-консультационную.
Социально-культурная деятельность на предприятии - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере корпоративной культуры и досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Специалистам в данной области приходится участвовать в решении проблем организации, в решении проблем формирования благоприятного микроклимата в организации и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив сотрудников организации в сфере досуга.
Культурно-досуговая деятельность - составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами.
Культурно-просветительская работа также является частью социально культурной деятельности, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности предприятий. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга и корпоративной культуры, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и коллектива в целом.
В должностные обязанности специалиста входит выяснение представлений руководства и сотрудников о цели и задачах предприятия, его месте в деловой и общественной жизни, на основе чего разрабатываются возможные варианты сплочения коллектива для достижения общей цели. Предполагается, что таким образом достаточно серьезно повышается эффективность деятельности данного предприятия или организации. Для достижения этого результата разрабатывается стратегия корпоративных мероприятий, которая может включать в себя специальные поездки, конференции, семинары, тренинги и т.п. Кроме того, специалист по корпоративной культуре должен организовать и контроль исполнения внедрения корпоративной культуры в среде сотрудников, по мере необходимости корректировать эту деятельность, отслеживать эффективность реализации проекта, готовить аналитические справки и статистические отчеты по достижению цели, разрабатывать корпоративные мероприятия и т.д.
В связи с этим чаще всего эта должность входит в штатные расписания крупных предприятий и организаций с большим количеством высококвалифицированного персонала и горизонтальной системой управления. Существуют также и фирмы, специализирующиеся на предоставлении таких услуг. Отдельные подразделения по разработке и внедрению корпоративной культуры могут включать в себя крупные PR-агентства и консалтинговые фирмы. Однако даже в этом случае на предприятии должен быть сотрудник, в чьи обязанности входил бы мониторинг ситуации в этой сфере. В ряде случаев эти функции выполняют сотрудники служб персонала.