Характеристика профессиональной компетенции работников сервисных служб
Исследования психологии компетентности служат еще одним источником в контексте наших научных задач. Один из известных зарубежных специалистов в этой области Дж.Равен заявляет, что «высокая компетентность требуется от служащих и граждан на всех уровнях управления и во всех сферах нашего общества». Анализируя в своей статье результаты диссертационных исследований компетентности по специальности она делает вывод, что в современных исследованиях понятие компетентности не связывается только с профессией или квалификацией специалиста, но предметом исследования сегодня становится и психологическая и социальная, и коммуникативная, и другие непрофессиональные виды компетентности. А.А.Деркач и В.Г.Асеев указывают, что «идеи компетентности уже давно активно и плодотворно разрабатываются в рамках акмеологического направления, ориентированного на междисциплинарных характер исследований и предельно широкую трактовку феномена компетентности, осуществляющую… продуктивную разработку сложного структурного строения профессиональной компетентности, включая такие компоненты, как рефлексивный, аутопсихологический, социально-перцептивный и другие (работы научных школ К.А.Абульхановой, А.А.Бодалева, А.А.Дергача, В.Г.Зазыкина, Е.А.Климова, А.К.Марковой, И.Н.Семенова и др.)» .
Существуют различные подходы к определению компетентности. С.А.Писарева полагает, что определения понятия компетентность могут быть даны в разных масштабах: в широком социальном, в широком педагогическом, в узком специальном и т.д На наш взгляд весьма продуктивным является определение компетентности, которое она дает в своих работах: «В настоящее время компетентность обозначается как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий». О.В.Акулова заключает, что ученые кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена, обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, договорились понимать под компетентностью способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, понимая «способность», в данном случае не как «предрасположенность», а как «умение».
Следует обратить внимание на различие понятий «компетентность» и «компетенция». В.И.Панов считает, что «компетенция» - это психологические образование, выступающее основой компетентности как результата образования. Ссылаясь на исследования Е.Д.Божович, он полагает, что компетенция включает в себя три компонента: собственный опыт (речевой, коммуникативный, эмоциональный); усвоенные знания; интуитивный компонент понимания изучаемых явлений. А.В.Хуторский и О.В.Акулова разделяют понятие «компетенция» и «компетентность» следующим образом : компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.И.Панов полагает, что переход от «знаниевой» парадигмы образования к «компетентностной» парадигме выводит на первый план «психологические механизмы, условия и методы формирования психологических способностей и других новообразований, составляющих психологическую основу ключевых компетентностей. Общей для подобных новообразований является способность обучающегося к произвольной (осознанной) саморегуляции своей познавательной и личностной сферы, которая обеспечивает осознанность и ответственность не только при выполнении учебных заданий, но и при выборе способов своего поведения и жизненного пути».