Особенности профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма
Психологические требования профессий типа «Ч-Ч» к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей./25/.
К профессионально значимым качествам такого типа профессии как «Человек - человек» (Ч - Ч) относятся: коммуникабельность, экстраверсия, направленность на общение, самооценка, подвижность нервных процессов, стрессоустойчивость, направленность на «дело».
Некоторые из перечисленных качеств являются природными, например, такие как экстраверсия, подвижность нервных процессов, и развить такие психологические свойства невозможно. Однако мы не можем утверждать, что всем экстравертам присуща коммуникативная компетентность и другие профессионально значимые качества, способствующие успешной учебной деятельности и реализации себя в профессии. Поэтому важным вопросом является выделение и описание всех ПЗК будущих специалистов; наличие в учебной деятельности факторов, способствующих развитию ПЗК.
Анализ ведущих практиков туристской сферы, таких как: Власова Т.И.(Доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Национальной академии туризма. Ректор Балтийского международного института туризма, в 2005 г. удостоена почетного звания «Ректор года». Почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный член Корпуса выдающихся деятелей высшего профессионального образования Петербурга. Специалист в области управления качеством высшего профессионального образования. Автор более 130 научных и учебно-методических трудов.),Данилова Марина Михайловна (Кандидат педагогических наук. Декан факультета довузовского обучения Балтийского международного института туризма. Педагог-практик, награждена почетной грамотой Министерства образования РФ за заслуги в научно-педагогической деятельности. Автор более 10 научных и учебно-методических работ.) Шарухин Анатолий Петрович (Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, Международной академии ювенологии, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. Декан факультета массовых коммуникаций, заведующий кафедрой психологии и педагогики Балтийского международного института туризма, Специалист в области психологии менеджмента, общей педагогики и психологии высшей школы. Автор более 70 работ.) показывает, что одним из профессионально значимых качеств является функциональная готовность работников туристских предприятий к эффективному профессиональному общению.
Под функциональной готовностью работника туристского предприятия к эффективному профессиональному и деловому общению понимается: его настроенность на продуктивное установление и развитие профессиональных и деловых контактов; нацеленность на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия; на восприятие и понимание собеседников, а также на оказание влияния на них знаковыми средствами в целях формирования необходимого психического состояния, поведения и установок Она складывается из: