Экономико-организационная характеристика СП ОАО «Спартак»
Однако есть и отрицательные моменты в развитии предприятия. Так, если объем производства продукции в стоимостном выражении растет, то в натуральном выражении падает. Что говорит о том, что предприятие теряет конкурентные позиции на рынке кондитерских изделий и вынуждено сокращать объемы производства. За три года выпуск кондитерских изделий в натуральном выражении сократился на 12,2%. Спад производства наблюдается по всем номенклатурным группам кондитерских изделий, кроме шоколада, объем выпуска которого за три года вырос на 61,9%. Таким образом, фабрика «Спартак» поддерживает на достаточно высоком уровне конкурентные позиции на данном сегменте рынка кондитерских изделий.
Ежегодно сокращается численность персонала предприятия, что является косвенным свидетельством повышения механизации и автоматизации производства. Вследствие сокращения численности работников предприятия и увеличения объема производства в стоимостном выражении за три года выросла производительности труда на 72,3% (в фактических ценах), на 20,9% (в сопоставимых ценах).
Отрицательным моментом по результатам деятельности предприятия является снижение фондоотдачи на 9,4%. Это объясняется тем, что темпы роста среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных средств опережают темпы роста объема производства. Чтобы повысить эффективность использования основных производственных средств необходимо наращивать объемы производства за счет повышения качества продукции, проведения более эффективных маркетинговых исследований для изучения вкусов и потребностей покупателей.
За три года количество оборотов оборотных средств снизилось на 32,5%, что трактуется отрицательно. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо увеличивать выручку от реализации, обеспечивать более высокие темпы ее прироста по сравнению со среднегодовой стоимостью оборотных средств. Для этого стоит уделять больше внимания вопросам реализации продукции, разработке и развитию новых и эффективных каналов товародвижения.
Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль от реализации. И хотя данный показатель в 2004 г. по отношению к 2002 г. вырос на 2,5%, но по отношению к 2003 г. он упал на 23,6%. Результатом этого является снижение рентабельности в 2004 г. как к уровню 2003 г., так и по отношению к 2002 г. Так, рентабельность производственной деятельности за три года снизилась на 22,3%, рентабельность продаж - на 24,7%.
В долгосрочной перспективе предприятие не сможет погасить краткосрочные долги. Об этом свидетельствует коэффициент текущей ликвидности, который хоть и вырос за 2004 г. на 0,053, однако не достиг нормативного значения, равного 1,7.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также ниже нормы, что указывает на необходимость увеличения доли собственного капитала для поддержания хозяйственной деятельности предприятия.
«Золотое правило» экономики заключается в том, чтобы темпы роста прибыли отчетного периода превышали темпы роста реализованной продукции, которые превышали бы темпы роста активов организации, а те, в свою очередь, превышали бы 100%: ТБП > ТРП > ТА > 100%.
Проверим, выполняется ли на СП ОАО «Спартак» это правило. Исходные данные сведем в таблицу 2.1.1.
Таблица 2.1.1 - Показатели для расчета «золотого правила» экономики предприятия, млн. р.
Показатель |
Значения | ||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
1. Прибыль отчетного периода |
4459 |
5794 |
5232 |
2. Выручка от реализации |
70397 |
87266 |
95150 |
3. Среднегодовая стоимость активов |
39482 |
54939 |
70239 |