Определение социальной направленности личности
или
Б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов.
А. Разрабатывать структуру личностных качеств человека будущего.
или
Б. Писать творческие сочинения по литературе.
А. Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов.
или
Б. Обсуждать научно-популярные книги и статьи.
А. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
Б. Выполнять вычисления, расчеты.
А. Вносить изменения в генетический код для совершенствования заданных свойств.
или
Б. Разрабатывать новые искусственные языки (для общения между людьми).
А. Контролировать работу световой аппаратуры.
или
Б. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
А. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл).
или
Б. Красить, расписывать стены помещений, поверхности изделий.
А. Заниматься проектированием новых зданий.
или
Б. Представлять в живописи своих любимых литературных героев.
Без сложного анализа задаваемых вопросов в этом тесте, каждый заметит определенную их направленность. Пары подобраны с вполне понятной целью. Последующий анализ ответов позволит достаточно определенно ответить на вопросы данного теста.
Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
В основу данного опросника положен принцип самооценки. ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ.
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные им самим, родителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:
Ч-З (Человек - знак);
Ч-Т (Человек - техника);
Ч-П (Человек - природа);
Ч-Х.о. (Человек - художественный образ);
Ч-Ч (Человек - человек).
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
делаю, как правило, хорошо - 2 балла;
делаю средне - 1 балл;
делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов;
. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла;