Поведенческий подход
гибкость мышления, знание дела, проницательность);
деловые (предприимчивость, речевая развитость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).
Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию.
Рисунок 1.2 - Факторы, определяющие стиль руководства
Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребностями организации [14, с.164-165].
Бихевиористские теории
Исследователи лидерства пришли к выводу, что простого набора признаков для определения эффективного лидера недостаточно. Основываясь исключительно на них, нельзя полностью охватить сферу взаимодействия лидеров с их подчиненными, а также учесть наличие и влияние всевозможных ситуативных факторов. Если человек обладает перечисленными выше признаками, это лишь повышает вероятность того, что он станет эффективным лидером. По этой причине исследования проблем лидерства с конца 1940-х до середины 1960-х годов сосредоточились в первую очередь на изучении разных поведенческих стилей руководства. Исследователи задавались вопросом, было ли что-то действительно уникальное в действиях эффективных лидеров, иными словами, отличалось ли их поведение от поведения других людей.
Исследователи надеялись, что
Бихевиористские теории не только позволят дать более определенные ответы о природе лидерства, но будут иметь и большое практическое значение, что весьма выгодно отличало бы их от теорий признаков. Окажись исследования характеристик успешными, это создало бы основу для отбора людей, "подходящих" для формальных руководящих должностей в организациях. Кроме того, исследовав природу лидерства, людей можно было бы обучать, как стать лидером. С этой целью было проведено множество исследований, четыре из которых заслуживают особого внимания. (В табл.2. перечислены основные линии поведения лидера и выводы по каждому из этих исследований.) [18, с.81].
Таблица 1.2 - Бихевиористские теории лидерства
Место проведения исследований |
Стилевые поведенческие направления |
Заключение |
1 |
2 |
3 |
Университет штата Айова |
Демократический стиль Вовлечение подчиненных в принятие решений, передача полномочий и побуждение к участию в работе Авторитарный стиль Диктат методов работы, централизация принятия решений и ограничение участия в работе Стиль невмешательства Предоставление коллективу полной свободы действий в процессе принятия решений |
Демократический стиль лидерства оказался наиболее эффективным, хотя более поздние исследования дали неоднозначные результаты |
Университет штата Огайо |
Внимательность Внимание к идеям и чувствам подчиненных Структуризация Структуризация рабочих заданий и отношений для достижения намеченных целей в конкретной работе |
Лидер, успешно работающий в обоих этих направлениях (т.е. внимательный и активно практикующий структуризацию) достигал хороших показателей эффективности и удовлетворенности подчиненных работой, но не во всех ситуациях |
Университет штата Мичиган |
Ориентированность на работников На первое место выводятся межличностные отношения и забота о потребностях служащих Ориентированность на производство Первостепенное значение отводится техническим аспектам или задачам |
Ориентированные на служащих руководители обеспечивали более высокую производительность труда коллектива и степень удовлетворенности подчиненных работой |
Менеджерская сетка |
Забота о людях Уровень заботы лидера о подчиненных, оцениваемый по шкале от 1 до 9 баллов (по возрастанию) Забота о производстве. Уровень заботы лидера о производстве, оцениваемый по шкале от 1 до 9 баллов (по возрастанию |
Наиболее эффективными менеджерами оказались получившие оценку 9: 9 (одинаково высокий уровень озабоченности как производственными вопросами, так и персоналом) |