Анализ внутренней среды предприятия
Всеми вопросами по формированию ассортимента на предприятии занимается отдел логистики. Специалисты данного отдела прорабатывают все фазы планирования ассортимента на предприятии и на основе полученного плана предприятия формирует на период выпускаемый ассортимент.
ЗАО «Черногорский Искож Регенерат» производит широкий ассортимент резинотехнических изделий (коврики поддоны автомобильные, обувные подошвы, различные резиновые прокладки, заглушки трубные и т.д.). Характеристика резинотехнических изделий представлена в таблице Приложения Б.
Структура ассортимента на производственном предприятии - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе [27]. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. На исследуемом предприятии, как и на всех предприятиях промышленного производства, установлен производственный ассортимент продукции, который отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.
Для исследования структуры ассортимента рассмотрим расчетные данные за первый и четвертый квартал 2010 года по таким показателям, как производство, реализация, стоимость изделий.
Проанализируем уровень реализации продукции (Приложение В). Исходя из таблицы, можно сделать выводы: исследования показывают, что в зависимости от вида, не все резинотехнические изделия имеют одинаковый уровень реализации. Анализируемые резинотехнические изделия за 1 квартал 2010 года представлены следующими данными: на первом месте такие изделия как уплотнитель, кольцо и манжета. Уровень реализации данных товаров составляет 100%. Данный показатель уровня реализации вызван тем, что данные изделия были изготовлены по заказу потребителя. На втором месте пластина диэлектрическая - 83,91%. В 4 квартале 2010 года самый высокий уровень реализации имеют уплотнитель, манжета и пластина диэлектрическая. Уровень реализации данных товаров также составляет 100%. Данный показатель уровня реализации вызван тем, что данные изделия были так же, как и в 1 квартале изготовлены по заказу потребителя. Пластина диэлектрическая имеет высокий уровень реализации вследствие всесезонности его использования. Несколько снизился уровень реализации кольца резинового - 86,71%. Уровень реализации ковриков-поддонов резиновых увеличился по сравнению с 1 кварталом 2010 года и составляет 83,67%, вследствие поступившей крупной заявки на данный товар.
Расчеты показывают, что наименьший уровень реализации в разрезе вида изделия за 1 квартал 2010 года у шлага поливочного - 13,84% и прокладок-амортизаторов - 44,40%. Это говорит о том, что данные виды продукции реализуются наиболее медленными темпами, и данная ситуация связана с низкой реализацией, как следствие недостаточно высокого спроса в анализируемом отчетном периоде. Наименьший уровень реализации в 4 квартале 2010 года имеет искусственная неровность - 30,00%, а также шланг поливочный - 41,37%. Данные результаты уровня реализации были получены вследствие того, что продукция имеет пониженный спрос из-за сезонности применения. У прокладок - амортизаторов уровень реализации по сравнению с 4 кварталом увеличился и составляет 63,33% , вследствие заявки на данное изделия железной дорогой республики Казахстан.
Проанализируем таблицу Приложения Г, а именно структуру ассортимента резинотехнических изделий в разрезе назначения. Исходя из полученных данных, можно сделать выводы: в зависимости от назначения, при анализе реализации не все резинотехнические имеют одинаковый уровень реализации. У части исследуемых изделий реализация уменьшилась, у некоторой части реализация выросла. Анализируемые резинотехнические изделия представлены следящими данными: в 1 квартале 2010 года на первом месте резинотехнические изделия для производства для защиты от электрического тока - 83,91%, на втором месте для производства машиностроения, здесь уровень реализации достиг 75,32%, на третьем месте резинотехнические изделия для производства обуви. В четвертом квартале также самый высокий уровень реализации у изделий для защиты от электрического тока -100% и для машиностроения - 82,58%. Эти данные показывают, что резинотехнические изделия, использования которых не зависит от сезонности, пользуются повышенным спросом у потребителя.