Применение западной модели менеджмента в России
В промышленно развитых странах Запада накоплен огромный опыт инноваций в том числе и в банковском бизнесе, основная часть которого представляет несомненный интерес для российских банкиров и может быть с успехом использован с учетом специфических условий России. В данном разделе рассматривается прежде всего положительный опыт внедрения новейших технических средств и банковских технологий, продвижение на рынке новых банковских продуктов и совершенствования коммуникаций .
Накопленный западными странами опыт весьма важен сегодня и для России в связи с преобразованием финансовой системы. Тенденции и проблемы развития российских коммерческих банков и других финансовых структур аналогичны мировым. Крупные банки - Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Столичный банк сбережений, Кредобанк, Менатеп и другие - ориентируются на вхождение в международную банковскую систему, повышенное внимание уделяют операциям на валютном рынке, а также крупномасштабному финансированию наиболее прибыльных сфер хозяйства - торговли, топливно-энергетического комплекса, отчасти строительства жилья и офисных помещений. Привлечение, денежных средств населения крупные банки порой сдерживают, вводя повышенный уровень минимального размера депозитного вклада и относительно низкую процентную ставку по нему.
Рынок денежных средств населения и мелкого кредита активно осваивается небольшими и вновь образуемыми банками и финансовыми компаниями. Распространяется сотрудничество банков, торговых компаний, внедряющих системы кредитных карточек, устанавливаются банковские автоматы-кассиры, расширяется практика выдачи ссуд под залог недвижимости, ценных бумаг и т.п. По нашему мнению, учет опыта промышленно развитых стран в области совершенствования денежно-кредитного регулирования, внедрения новых банковских технологий представляет для России немалый практический интерес.
Структурная перестройка экономики на Западе в настоящее время переходит к стадии реализации преимуществ, полученных в результате создания высокотехнологичных и наукоемких отраслей хозяйства и компьютеризации сферы управления и услуг. Западные банки осваивают растущий рынок, в том числе в развивающихся странах, используя и углубляя опыт автоматизации расчетных операций и новых методов работы, накопленный на предыдущих этапах развития. Это предполагает совершенствование информационных технологий, сложных методов оперативного анализа текущих изменений в национальных экономиках, влияющих на курсы валют и банковские риски, экспертных систем и т.п.
В банковской сфере сохраняются все тенденции предыдущего этапа развития, в частности:
диверсификация системы финансовых учреждений
относительное сокращение доли банков в активах сферы финансовых услуг;
ориентация первоклассных банков на расширение участия в международном кредитно-валютном рынке;
сотрудничество банковских учреждений с торгово-промышленными компаниями для увеличения доли рынка
использование в этих целях удобной для клиентов системы электронных платежей и специальной банковской техники;
сокращение себестоимости банковских операций, создание экспертных систем и интегрированных информационных баз для выработки стратегии развития банка и оперативного управления кредитными и валютными операциями.
В настоящее время российские банки активно интегрируются в международную финансовую систему, развиваются в русле мировых тенденций. Вместе с тем, их развитие имеет определенные особенности, которые нельзя не учитывать при использовании средств электронных платежей. Стратегия российских банков пока заключается в расширении доли рынка и приобретении за счет этого ресурсов, достаточных для конкуренции с зарубежными банками или, по меньшей мере, для обеспечения растущих резервных и уставных требований. Если большинство западных банков систематизируют, оценивают и минимизируют риски на основе точного количественного анализа и экспертных оценок, то, как правило, этим пока пренебрегают в России. Западные банки обычно уменьшают риски, распределяя кредитные ресурсы между разными заемщиками. Системы учета и оценки финансовых результатов и некоторые другие банковские стандарты России пока отличаются от международных. Это серьезно затрудняет процесс интеграции, поскольку трудно использовать программное обеспечение и общепринятые экономические методики, применяемые привлекаемыми иностранными инвесторами. Сложность адаптации западных программных продуктов заставляет разрабатывать собственные средства, что оказывается не всегда эффективным.