Применение западной модели менеджмента в России
Российские банки испытывают нехватку специалистов, способных работать в современном кредитном учреждении, и проблема эта обостряется к концу века. Положение еще более осложнится, когда будут сняты ограничения на деятельность в стране иностранных банков. Очень велик дефицит специалистов, способных работать с новыми банковскими технологиями и проводить операции на международном кредитно-валютном рынке.
Российская экономическая среда в целом не благоприятна для проведения мероприятий по автоматизации банков. У России преобладают небольшие банки с ограниченным уставным капиталом, основная стратегия которых состоит в расширен ни доли на рынке за счет рискованных операций. Эти банки имеют ограниченные функции, управляются 5-10 ведущими специалистами, у них нет подразделений, занимающихся анализом рисков, внутренним аудитом, управлением активами и пассивами, стратегическим планированием и анализом. Происходит концентрация капитала лишь у ограниченного числа банков, большая часть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге. Эти банки определяют процесс автоматизации банковского бизнеса, а также интеграции России в международный финансовый рынок.
Тем не менее, автоматизация в российских банках идет достаточно высокими темпами. Повторяется дорожка шагов, которой прошли западные банки: автоматизация отдельных рабочих мест- создание локальных комплексов- формирование программно-аппаратных комплексов, охватывающих все подразделения банка, его клиентов и взаимодействующих с локальными и глобальными информационными и телекоммуникационными сетями. Ускоренно формируется банковская система, интегрированная на основе современных средств электронных платежей и телекоммуникационной связи. Огромное значение для российских коммерческих банков имеет творческое использование западного опыта в сфере постоянного и последовательного увеличения предоставляемых клиентуре банковских услуг. По имеющимся данным мировая практика располагает на сегодня около 300 различными видами банковских услуг, из которых в России применяется не более 70. Резервы в этой сфере, следовательно весьма велики.век - это век новых банковских услуг, финансовых новшеств и экспериментов. Влияние сильно возросшей конкуренции между банками и небанковскими сервисными фирмами, а также появление все новых трудностей на пути получения банковской прибыли вызвали резкое возрастание количества новых и различных вариаций традиционных банковских услуг. Среди наиболее известных банковских услуг, помимо традиционного предоставления займов и вкладов, - трастовые услуги частным лицам и бизнесменам, андеррайтинг ценных бумаг, услуги по управлению денежной наличностью, дисконтные брокерские услуги по операциям с ценными бумагами, продажа страховых полисов, посредничество в операциях с недвижимостью и широкий диапазон международных финансовых операций.
В последние годы в США, Германии, Японии и других странах с развитой рыночной экономикой банки постепенно расширяют круг предлагаемых клиенту финансовых услуг. Новые услуги интенсивно поступают на рынок под воздействием усиливающейся конкуренции со стороны других финансовых организаций, повышения грамотности клиентов и технологических перемен.
Среди новейших услуг, предлагаемых банками, - брокерские услуги по купле-продаже страховых полисов, участие в деятельности страховых компаний, предложения инвестирования средств во взаимные фонды и брокерских услуг в операциях с ценными бумагами, финансовое планирование туристических и деловых путешествий, консультирование в области налогообложения, финансовое планирование для частных лиц, управление пенсионными программами, финансовое консультирование руководящего персонала предприятий-клиентов, предложение займов по программам развития местных сообществ, брокерские услуги по операциям с недвижимостью.