Внешняя среда организации: конкуренты, поставщики, потребители
повышение материального уровня населения больших городов (1 кг обычной овсянки в 10 раз дешевле, чем то же количество каши типа «Быстров»). конкурент поставщик потребитель управление
Специалисты утверждают, что пельмени являются самым популярным мясным полуфабрикатом в России: в 2007 году спрос на них вырос на треть. По данным компании «Комкон», пельмени регулярно приобретают почти три четверти семей.
Пельмени - самый крупный сегмент рынка ЗПФ, в который входит также сегмент блинчиков, вареников, готовых блюд и мясных полуфабрикатов.
Таким образом, рынок имеет не плохой потенциал развития.
Итак, рассмотрим такой фактор внешней среды как конкуренты. Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Маркетологи заметили интересную тенденцию на рынке замороженных полуфабрикатов - потребителю все менее нравится продукция низкого качества, но в то же время спрос на качественную продукцию остается неудовлетворенным.
До кризиса сегмент мясных полуфабрикатов в целом демонстрировал впечатляющий показатель увеличения доли рынка замороженных продуктов - 45,29%. В целом емкость рынка замороженных полуфабрикатов в 2007 году составил около $3 млрд в денежном и 1,698 млн тонн в натуральном выражении. Ожидалось, что в 2008 году его емкость составит $3,5-3,8 млрд. Но эта цифра несколько уменьшилась из-за изменения курса доллара и составила $3,2 млрд.
Спрос на продукцию растет с каждым годом, и эта тенденция усиливается. Если в 2005 году спрос на полуфабрикаты был на уровне 40%, то в 2006 году доля активных покупателей составляла уже 42,5%, а в 2011 году составила 56,8%.
Динамика рынка ЗПФ сильно зависит от развития пельменной составляющей. ПО данным компании «Экспресс-Обзор», в 2007 увеличение спроса на ЗПФ было на 45,4% обусловлено ростом сектора пельменей.
Между тем, по оценкам компании «Норге-Фиш», стоимостная доля пельменей в структуре российского рынка заморозки сократилась с 55% в 2005 году до 35% в 2009.
Казалось бы, основным конкурентом пельменей должны быть мясные полуфабрикаты, но их доля на рынке ЗПФ последние несколько лет изменена. Пельмени потеснили такие новые для российского рынка продукты, как блинчики, пицца, готовые блюда.
По данным маркетингового исследования «Норге-Фиш», в перспективе следует ожидать продолжения сокращения доли пельменей в структуре потребления, рост доли замороженных блинчиков, вареников и пиццы, быстрое развитие категории готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности.
Это связано, прежде всего, с такими тенденциями, характерными для всего российского рынка замороженных полуфабрикатов в предкризисный период, как увеличение спроса на продукцию класса премиум, выпуск качественных продуктов, прошедших высокотехнологичную переработку, и продукции полной готовности, а также стагнацию полуфабрикатов в среднем ценовом сегменте, снижение влияния ценовых факторов конкуренции, повышение значения брендинга и расширение ассортимента. На рынке производителей пельменей присутствует огромное количество игроков. По мнению экспертов, выпуском пельменей в России занимаются более 500 предприятий.
По данным компании «Бизнес Аналитика», в пятерку лидеров отечественного пельменного производства входят: ГК «Талосто» (торговые марки « Сам Самыч», «Мастерица», «Богатырские»), «Равиоли» («Равиолло», «Снежная страна», «Пельменный хутор»), «Дарья» («Дарья», «Царь-батюшка»), «Качественные продукты» («Русский хит»), Останкинский МПК. На них приходится, по разным оценкам, от 30 до 40% объема рынка, что говорит о его крайней слабой консолидированности, в отличие от других сегментов рынка ЗПФ.