Внешняя среда организации: конкуренты, поставщики, потребители
Игроки рынка уверены, что из-за валютных колебаний себестоимость продукции может вырасти на 40%.
Другая проблема, о которой говорят специалисты, - снижение качества продукта, на которое производители могут пойти, чтобы выжить в период кризиса.
Участники рынка считают, что основной причиной падения качества пищевой продукции может стать дороговизна мяса.
В 2009 году, по данным Росстата, мясо и птица дорожали на 22,2%. К дефициту сырья и скачкообразному опережающему росту цен на него привели введенные правительством временные запреты на ввоз мяса из ряда стран - традиционных экспортеров: Бразилии, Аргентины, Парагвая, Канады, Дании.
Большинство сходятся во мнении, что снизить качество, скорее всего, могут только мелкие производители. «Пельменные короли» прекрасно понимают, что стоит пройти на подобные меры - и они сразу лишаться покупателей.
Извечной проблемой рынка, о которой давно говорят специалисты отрасли, - остается контрафакт, который по их оценкам, составляет до четверти пельменей. Страна полнится продукцией, название которой напоминает известные марки. Без казусов не обходится: так, некая башкирская фирма выпустила партию пельменей под маркой, напоминающей раскрученный продукт, а через месяц обнаружила, что пельмени с тем же «левым» названием начали гнать другие «подпольщики».
Помимо возможной экономии на качестве ингредиентов со стороны некоторых производителей и, как следствие ухудшение качества продукции, эксперты не исключают замедления развития современных форматов розничной торговли, снижения уровня закупок продукции у производителей и, как результат, - сокращение широты ассортимента и инновационности продуктов.
Снижение уровня дистрибуции возможно за счет того, что сейчас инвестиции в развитие региональной дистрибуции могут не получить нужный возврат, и дистрибьюторы, понимая риски, приостанавливают свою экспансию в регионы.
Возможно также сокращение затрат на вывод и продвижение новых марок и снижение уровня конкуренции в среднем и высоком ценовом сегментах.
Экономический кризис приводит к снижению покупательской способности населения и экономии на относительно дорогих продуктах питания. В 2009 году произошло сокращение спроса на пельмени высокого и премиального ценового сегмента (за счет сокращения доходов населения) и роста спроса на продукты средней ценовой категории.
На сегодняшний день развитие рынка происходит с восстановлением и ростом уровня доходов и жизни населения, постепенно происходит увеличение спроса на продукты высокого ценового сегмента.
Анализ внешней среды организации осуществляется на основе SWOT-анализа и PEST-анализа.- анализ внешней среды организации, используется при исследовании сильных сторон (S - strengths), слабых сторон (W-weaknesses), возможностей (O - opportunities) и угроз (T - threats).
Анализ общего окружения (косвенного воздействия) внешней среды следует осуществить на основе РЕSТ-анализа. PEST - анализ внешней среды организации, политических, экономических, социальных и технологических тенденций рынка.