Внешняя среда организации: конкуренты, поставщики, потребители
Еще одна отличительная черта пельменного рынка - региональная специфика. В большинстве городов потребитель отдает предпочтение продукции местных производителей - тут сказывается как высокая лояльность, так и более привлекательная цена продукта. И выход на региональные рынки компаний федерального масштаба - процесс достаточно сложный и длительный.
Конкуренцию в регионах усиливает вывод на рынок частных марок сетей - private labels, доля которых по экспертным оценкам составляет 5-10%, и число это постепенно растет.
Успешный выход на рынок новых игроков с неизвестной маркой пельменей-сегодня маловероятен. Если на начале 21 века этот сегмент показывал стабильный рост, и вовремя начавшие на нем работу компании окупали инвестиции уже через несколько лет, то сейчас пельменный рынок находиться на стадии насыщения, и для того чтобы сделать продукцию конкурентоспособной, потребовались бы солидные средства - прежде всего, раскручивание бренда.
Потому изменения на рынке будут происходить за счет перераспределения долей известных производителей. Их главная цель в 2012 году - сохранение своих позиций.
Сейчас для того чтобы товар имел успех у потребителей, недостаточно просто производить его из натурального свежего и охлажденного мяса, без добавления сои и других растительных белков, использовать в производстве более дорогие и качественные ингредиенты.
В связи с высокой конкуренцией, на первый план у компаний в политике продвижения продукции сегодня выходит формирование фирменного имиджа (высокотехнологичные линии, международные стандарты и так далее) и раскрутка бренда, направленного, прежде всего на показатель качества.
Потребители - это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и/или услуги предприятия - производителя для удовлетворения своих потребностей. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.
Под
этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Анализ потребителей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение потребителей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Согласно опросу, проведенному компанией Synovate Russia в ноябре 2005 года среди жителей России, пельмени потребляют 87,8% россиян. Самый высокий процент потребления пельменей в Челябинске (97,9%), тогда как в Москве - самый "низкий" по России, всего 80,3% москвичей едят данную продукцию. Ситуация в Новосибирске немногим отличается от столицы - 83,7% новосибирцев потребляют пельмени.
Самыми активными потребителями пельменей (90%) являются россияне в возрасте 25-34 лет.
Поразительный факт, что при сегодняшнем повсеместном дефиците времени, почти половина россиян (49,2%) лепят пельмени собственноручно. Жители Челябинска снова лидируют - 83% предпочитают пельмени домашнего изготовления - это самый высокий показатель по России. Самый низкий процент "лепки пельменей" в Петербурге - 34% его жителей делают их сами.
По данным Synovate Russia, большинство россиян (29,7%) покупают пельмени несколько раз в месяц, 19,7% потребителей заявили о том, что покупают пельмени раз в неделю, и 12,4 % опрошенных несколько раз в неделю.
Выбор пельменей в магазинах просто огромен - богатый ассортимент, яркие упаковки, активная рекламная поддержка, подарочные акции. Производители прилагают максимум усилий для того, чтобы привлечь внимание к своей продукции, стараясь удовлетворить самый изысканный вкус.