Понятие и значение повышения качества продукции
Рассмотрим понятие свойства продукции. Под свойством продукции понимается объективная особенность товара, которая может проявиться при его создании, эксплуатации или потреблении.
Количественная характеристика одного или несколько свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По способу выражения показатели качества продукции могут быть натуральными (метры, килограммы), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы) и стоимостными.
По стадии определения выделяют прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические показатели качества.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей качества: назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности, технологичности, патентно-правовые, экологические.
Качество продукции пищевой промышленности характеризуется следующими показателями: назначения, надежности, эстетические, технологичности, патентно-правовые, безопасности [38, с.24].
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена. К показателям назначения для пищевых продуктов относятся:
органолептические: внешний вид, вкус, запах, цвет, консистенция;
физико-химические: содержание сухих веществ, общая кислотность, содержание полезных веществ, вредных примесей, солей тяжелых металлов;
фасовка, упаковка, маркировка: вид фасовки и упаковки, вид тароупаковочных материалов.
Показатели надежности применительно к пищевым продуктам характеризуют их свойство сохраняемости - способности продукции в течение определенного времени сохранять питательную ценность и быть пригодной к использованию.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке, изготовлении и потреблении продукции.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.
Показатели безопасности характеризуют безопасность обслуживающего персонала, а также безопасность при употреблении и использовании продукта.
Таким образом, качество пищевой продукции является весьма сложной категорией и характеризуется большим числом показателей, отражающих ее различные свойства. Обязательным условием при выборе номенклатуры показателей качества конкретных видов продукции пищевой промышленности является принятие во внимание сферы использования продукта. При этом необходимо учитывать назначение и условия использования продукции, анализировать требования потребителей, учитывать задачи управления качеством продукции, состав и структуру характеризуемых свойств, основные требования к показателям качества [10, с.5-6].
Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции [33, с.285].
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:
· новой продукции в общем ее выпуске;
· сертифицированной и несертифицированной продукции;
· продукции, соответствующей мировым стандартам;
· экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: