Понятие и значение повышения качества продукции
Важным фактором экономического роста для нашей страны является обеспечение динамичного развития внешнеэкономической деятельности, что тесно связано с повышением конкурентоспособности отечественной продукции, ее продвижением на новые рынки.
Одним из условий, способствующих выполнению этих задач, является создание и сертификация систем менеджмента на основе международных стандартов.
По состоянию на 01.01.2005 г. в республике сертифицированы:
системы менеджмента качества по ИСО серии 9000 - на 447 производствах, в том числе в 2004 г. - на 164;
системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов HACCP - на 27 предприятиях, в том числе в 2004 г. - на 17;
системы управления окружающей средой по ИСО серии 14000 - на 42 предприятиях, в том числе в 2004 г. - на 26 [23, с.6-7].
Благодаря работам по сертификации в настоящее время 46% продукции поставляется в страны Евросоюза. Необходимо отметить, что это продукция глубокой переработки. Право нанесения CE-маркировки имеют 739 видов белорусских изделий.
В пищевой промышленности активно внедряется система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов HACCP. Более 40 отечественных предприятий получили сертификаты на такие системы, что является важным условием для поставок продукции как на рынок республики, так и на экспорт [19, с.5].
Важная роль в повышении качества продукции принадлежит Государственной программе «Качество», принятой Правительством Республики Беларусь. Программа определяет долгосрочные и текущие мероприятия в области повышения качества [22, с.8].
На республиканской конференции «Качество-2005» премьер-министр Республики Беларусь С.С. Сидорский заявил: «Благодаря оптимальному сочетанию интересов государства, производителей и потребителей качество белорусской продукции становится «визитной карточкой» страны, свидетельством устойчиво развития национальной экономики».
Управление качеством продукции, как всякий процесс управления, является последовательной комбинацией трех основных элементов: планирование - реализация - контроль. Процесс управления не может быть стабильным, если информация, полученная при контроле, не будет поступать по каналам обратной связи па предыдущие этапы и не будет активно воздействовать, внося необходимые коррективы для более полного достижения намеченных результатов.