Конкурентоспособность инновационной продукции
Конкурентоспособность товара или услуги (далее «товара») определяется четырьмя интегральными статичными показателями первого уровня (на нулевом уровне - конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.
Значение перечисленных четырёх интегральных показателей конкурентоспособности товара завися от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
При необходимости повышения точности расчётов конкурентоспособность товара можно оценивать с учётом также динамичных факторов.
К динамичным факторам конкурентоспособности мы относим следующие:
) факторы времени - сокращение продолжительности жизненного цикла товара, опережение конкурентов в решении каких-либо проблем и т.д.;
) факторы синергичности - уровень организованности работ, уровень параллельности выполняемых работ, пропорциональность частичных процессов, их согласованность и ритмичность и т.п.;
) факторы неопределённости внешней среды организации - неустойчивость политической ситуации, неопределённость налоговой системы, неустойчивость финансового состояния; напряжённость в мире, степень износа основных производственных фондов, криминогенность и коррумпированность общества, низкий уровень законодательной базы и др.;
) факторы неэтичности партнёров - нарушение ими контрактов и договоров, нанесение ущерба организации из-за непрофессионализма и нечестности партнёров, промышленный шпионаж и т.п.
Чем отлаженнее рыночный механизм, тем меньше будут оказывать влияние на конкурентоспособность динамичные факторы. Для таких условий их весомость может составлять порядка 0,2, остальные 0,8 доли конкурентоспособности товара будут определяться статичными факторами. Для условий переходной экономики влияние динамичных факторов будет больше, например 0,5.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности объектов необходимо улучшать статичные и динамичные факторы с целью их оптимизации и управлять конкурентными преимуществами объектов.
В табл. 6 приведены перечень основных внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объём работ. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
Таблица 6. Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Уровень конкурентоспособности страны |
С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара |
2. Уровень конкурентоспособности отрасли |
То же |
3.Уровень конкурентоспособности региона (субъекта Федерации) |
То же |
4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар |
То же |
5. Сила конкуренции на выходе системы |
Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов |
То же |
7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей |
То же |
8. Появление новых потребностей |
Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара |
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой |
Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара |
10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т.д.) |
С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается |