Управление изменением
Конечно, сочетание различных факторов может подталкивать Вас к действиям в различных направлениях. С одной стороны, ситуация может быть срочной, требующей быстрых действий. С другой стороны, Вы можете не иметь адекватной информации, и более медленная стратегия может оказаться более уместной. Как всегда, это вопрос рассуждений и равновесия, вероятностей и возможностей, а не просто применение формулы.
Противостояние и вовлеченность персонала
Одна из основных забот руководителей обычно связана с тем, как во время изменения справиться с оппозицией или как повысить вовлеченность и приверженность людей.
Люди могут сопротивляться изменению по многим причинам, и сопротивление возникает не только среди рядовых сотрудников организации. Нельзя автоматически подразумевать, что причины сопротивления вызваны негативным отношением оппозиции к изменению. Следует проявить должное внимание к специфическим обстоятельствам и причинам, которые вызывают противостояние, и не увлекаться борьбой с теми, кто выражает недовольство или создает противодействие.
Основные причины сопротивления изменениям представлены в таблице 2.
Таблица 2
Причины сопротивления изменению
Потеря контроля/управления |
Люди чувствуют, что изменение «делается над ними», а не «делается ими» |
Потеря лица |
Если в результате изменения люди теряют лицо или статус |
Потеря индивидуальности |
Люди формируют отличительные, только им присущие, черты или признаки, относительно некоторых аспектов их работы или работы организации. Избавление от важных символов и традиций может причинить боль |
Потеря компетентности |
Люди чувствуют, что их компетентность подвергается сомнению, и они не имеют новых знаний, чтобы работать в измененной ситуации |
Чрезмерная персональная неопределенность |
Люди не знают, что изменение будет означать лично для них или их работы |
Неожиданность |
Изменение, заставшее людей врасплох и воспринимаемое ими как неожиданное нападение или как ловушка, вероятно, сделает их скептически настроенными и готовыми занять оборонительную позицию |
Больше работы |
Обычно изменение означает дополнительную работу для тех, кто в него вовлечен |
Прошлые обиды |
Люди будут сопротивляться изменению, если его инициирует человек, с которым у них были в прошлом конфликты. Изменения в данном случае могут создать проблемы в будущем |
Непредвиденные последствия |
Изменение в одной области ведет к непредвиденным последствиям в другой |
Реальные угрозы |
Изменение действительно угрожает интересам индивидуума или группы: например, прекращение работы в подразделении или организации |
Руководитель нуждается в знании способов преодоления оппозиции и сопротивления, если хочет быть успешным при управлении изменением. Существует большое количество методов и тактик, применяемых для преодоления сопротивления, а именно:
. Уклонение от ненужных изменений - не изменяйте ничего только ради того, чтобы что-то изменить. В особенности будьте внимательны и осторожны при изменении того, что имеет символическое значение и является важным для людей, пока в этом не будет необходимости.
. Информирование и образование - сообщайте людям об изменении до того, как оно произойдет, предоставьте им возможность задать вопросы и высказать свои опасения по поводу предполагаемого изменения, а также создайте условия для открытого общения - все это хорошо зарекомендовавшие себя способы дать людям почувствовать, что с ними советуются по поводу касающегося их изменения. Информирование и образование поможет людям понять, почему изменения необходимы, избежать различий в оценках ситуации, основанных на непонимании и вызывающих сопротивление. Любая программа, направленная на информирование и образование, может включать в себя индивидуальные обсуждения, совещания в группах, презентации, письма, отчеты, информационные бюллетени и т.д. и должна быть основана на взаимном доверии, а не на отношениях «они нам говорят». Образование и предоставление информации особенно полезны в ситуациях, когда ощущается недостаток сведений или они неточны.