Характеристика основных современных организационных структур предприятия
) Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства.
Матричная структура позволяет:
) Сокращать нагрузки на руководителей высшего уровня управления путём передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне;
) Обеспечивать гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы;
) Ликвидировать промежуточные структурные звенья при управлении программами;
) Усилить ответственность руководителя за программу в целом и за её элементы;
) Организовать четкое взаимодействие на базе перераспределения задач в системе управления;
) Применять современные методы управления;
) Решать такие задачи, как сокращение сроков создания новой техники и технологии, уменьшение стоимости работ, улучшение качества создаваемых технических систем, где сама специфика производства требует быстрого совершенствования выпускаемой продукции и технологии её производства.
Матричные структуры управления получили наиболее широкое применение и развитие прежде всего в аэрокосмической промышленности, где возникла объективная необходимость в координации деятельности большого числа отдельных промышленных фирм для осуществления уникальных крупномасштабных проектов и программ в пределах ограниченных временных рамок и выделенных финансовых средств.
1.6. Роль дивизиональной системы управления в предупреждении финансовых и экономических кризисов предприятия
В настоящее время не только находящиеся в убыточности и предкризисном состоянии, но и крупные, ранее преуспевающие российские компании сталкиваются с ожесточенной конкуренцией, вызванной заполнением рынков и непредсказуемым финансовым положением покупателей их продукции. Эти компании могут сохранить свои позиции только в том случае, если они будут проявлять гибкость в своей работе на рынках, стремиться не только к увеличению продаж, но и к снижению своих издержек. А их менеджеры должны быть более высокого уровня квалификации в вопросах экономического управления предприятием, внутрифирменного финансового менеджмента и предпринимательства.
Работа на рынке будет более эффективна, если подразделения предприятия будут иметь непосредственные отношения с группами потребителей. Они остаются частью целого организма компании, являясь значительно меньшими по размеру, но функционально более ответственными и более независимыми в разработке стратегии и тактики поиска рыночной ниши, зарабатывания необходимых средств для предотвращения или преодоления кризиса. За рубежом такой способ управления фирмой носит название «дивизиональный» или по технологии Business Unit Management (BUM), а такие подразделения - «Business Units» (BU).
Организация бизнес-единиц (дивизионов) предполагает определенную децентрализацию управления на предприятии. Такое управление крайне необходимо, когда оперативность действий на рынке и предпринимательская инициатива становятся последними условиями преодоления убыточности и предупреждения экономического или финансового кризисов. Если управление бизнес-единицами применяется на предприятии в широком масштабе, то оно увеличивает шанс его выхода из предкризисного состояния за счет большей ориентации на рынке и восстановления рентабельности и платежеспособности.