Характеристика основных современных организационных структур предприятия
Рассмотрим условия для перелома предкризисных тенденций, которые дает создание бизнес-единиц.
Первым условием восстановления рентабельности предприятия является более тесный контакт с потребителем продукции и быстрая реакция на изменение его интересов. Бизнес-единицы могут в наибольшей степени быть ориентированы на группы потребителей и могут работать с ними быстро и эффективно. Это может быть объяснено следующим. В условиях традиционной структуры управления предприятием отдел маркетинга (или отдел сбыта) устанавливает связь с рынком. Если требуется другой товар, отличный от стандартного, то необходимо сформулировать задание производственному отделу, а также постоянно контактировать с разрабатывающим отделом. Это приводит к сложным формам консультаций, в которых ответственность каждого из подразделений, не говоря уже о мотивации, четко не установлена. Процесс обсуждения, убеждения и принятия решений занимает большой период времени. Между тем потребитель может найти другого поставщика и договориться с ним о приобретении товара. Управление бизнес-единицами предполагает, что в одном подразделении концентрируются и функции, и ответственность, и мотивация быстрее создать и продать новый продукт. А в том случае, если необходимы дополнительные разработки (доработки) или технологические переделы, то эти работы будут заказываться им на конкурсной основе даже среди «внешних» исполнителей, если «свои» не обеспечивают скорость проведения доработок или изменений.
Вторым условием восстановления рентабельности предприятия является развитие внутреннего предпринимательства. Предприятие должно гибко реагировать на потребности рынка и их изменения, а существующие оргструктуры управления часто не способны проявлять необходимую гибкость. Отсюда потребность в самостоятельных подразделениях, которые обладают мотивацией поддерживать более тесные контакты со своими клиентами и быстрее принимать решения по удовлетворению их потребностей. Они должны действовать как предприниматели. При этом подразделения не становятся абсолютно независимыми юридическими лицами. Они по-прежнему остаются частью предприятия, обслуживаются его исполнительной дирекцией и пользуются этим преимуществом.
Третье условие - ускорение диверсификации товаров и услуг. Она заставляет не только кризисные, но и даже успешно работающие предприятия заниматься своей реструктуризацией на бизнес-единицы. Современные покупатели продукции и услуг начинают требовать, чтобы товар производился малыми сериями и обладал особым обликом и индивидуальными характеристиками, которые массовое производство предложить не может. На конкурентных рынках необходима постоянная диверсификация товара или услуг под требования потребителя.
Децентрализация управления на основе бизнес-единиц направлена на ускорение диверсификации на основе предпринимательства внутри предприятия, что позволяет увеличить одновременно и конкурентоспособность, и рентабельность.
Управление независимыми бизнес-единицами строится на основе их предпринимательской ответственности и за ориентацию на рынке, и за диверсификацию товаров и услуг, и за финансовые результаты работы в определенной ему (или самим подразделением) рыночной нише.
Существует и другое обоснование применения бизнес-единиц в управлении с позиции предпринимательства. Еще со студенческой скамьи много молодых людей планируют предпринять попытку организовать свой бизнес. Если современные большие предприятия намерены привлечь к себе, а затем сохранить активных и инициативных менеджеров, склонных к предпринимательству, то для этого надо создать внутри организации предпринимательские условия путем формирования таких подразделений, наделяя их и правами и самостоятельностью и полной финансовой ответственностью. Таким образом, в условиях работы в бизнес-единице присутствуют все стороны жизни предпринимателя: риск, инициатива, удовлетворение от результатов принимаемых решений. Поэтому в них можно привлечь наиболее способных людей к деятельности в бизнесе, а главное тех, кто обладает предпринимательским духом. А предприятие, состоящее из таких подразделений будет более конкурентоспособным на рынке труда, а затем (получив хороший персонал) на рынке товаров и услуг.