Сущность процесса планирования на строительном предприятии
Планирование является одним из важнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности организации.
Планирование являет собой функцию управления. Суть этого процесса основывается на определении развития предприятия, постановке целей для любого вида деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных обстоятельствах. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые возможности для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их осуществления.
Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности организации, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их отрицательного влияния.
Таким образом, планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития организации. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, учреждающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее действенного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность базируется на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив формирования конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период.
Процесс планирования являет собой постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.
Для управления планирование являет собой стадию, от которой во многом зависит развитие.
Большое воздействие на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для реализации процесса (компьютерная техника и пр.), информационная база.
Процессы планирования должны показывать объективные закономерности и основные тенденции жизнедеятельности субъекта планирования. Уникальной особенностью планирования как явления представляет то, что оно носит предварительный характер. Необходимость нормализации какой-либо деятельности на установленный период заставляет прибегать к планированию как к результативному средству регулирования искомой деятельности и приспособлению внутренней среды к внешней. В микроэкономике планировать значит разработать комплекс детально согласованных программ предстоящей деятельности организации для получения ожидаемых результатов, отвечающих установленным затратам в течение определенного периода. Обобщенно можно констатировать, что планирование, в сущности, представляет собой преднамеренную попытку оказать влияние на управляемые элементы и установить между ними реальные взаимосвязи, отвечающие возможным стремлениям центра управления (лица, коллектива, принимающего решения). Планы формулируют совокупность реальных целей, аргументированных стратегий и конкретных программ, которые в той или иной степени детализации увязывают потенциальные ресурсы и возможности с потенциальными ожиданиями в рамках формирования прогнозируемых событий. Они помогают снизить степень неясности будущего и не только противостоять ей, но и повлиять на нее. В связи с этим основной чертой производственно-хозяйственной деятельности любой организации, в том числе управления материальными, информационными, денежными и прочими потоками является правильное определение характера и взаимосвязи текущих и будущий процессов развития. Такое осмысление требует структурировать планирование по временному принципу, то есть выделить разработку взаимоувязанных планов на долгосрочный (5-10 лет), среднесрочный (2-5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды. Долгосрочные и среднесрочные планы отражают стратегию, а краткосрочные планы - тактику предприятия. Стратегия и тактика в совокупности устанавливают политику предприятия в той или иной области