Сущность процесса планирования на строительном предприятии
Бизнес-план
Цель бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность строительной организации на ближайшие годы в соответствии с надобностями рынка и возможностями получения нужных ресурсов.
Хорошо разработанный бизнес-план содействует привлечению инвестиций в создаваемые, действующие и формирующиеся строительные организации или предприятия стройиндустрии.
Бизнес-план систематично обновляется, в него вносятся изменения, связанные с переменами внутри самой организации, на рынке строительных услуг, в экономике страны в целом.
Главными задачами, решение которых связано с бизнес-планом являются:
· определение направлений деятельность организации и ее положения на рынке строительных услуг
· определение целей организации, стратегии и тактики их достижения
· определение ожидаемых финансовых результатов
· определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию, рекламе
· оценка экономических возможностей организации с точки зрения достижения поставленных целей
Центральными вопросами являются выяснение источников инвестирования и направлений, на которых следует концентрировать финансовые ресурсы.
Таким образом, бизнес-план должен, с одной стороны, позволять возможным заказчикам и инвесторам получать детальные представления об организации, с другой - помогать самой организации лучше продумывать и взвешивать свои возможности. Бизнес-план обычно состоит из разделов, показанных на рисунке.
В разделе "Возможности организации" в краткой форме приводятся основные сведения об организации, интересующие заказчиков: направленности деятельности, цели, стратегии, типичные результаты работы. Доводятся данные об оснащенности организации квалифицированными кадрами, машинами, механизмами, средствами автоматизации, сведения об главных методах работы. Указывается, в чем именно отличие качества работ данной организации, от качества сходных работ у конкурентов. Приводятся образцы построенных объектов. Потенциальные инвесторы и заказчики должны получить ответы на два ocнoвных вопроса:
· что они заработают, имея дело с данной организацией
· какое при этом будет риск нерациональных затрат денег
В разделе "Виды работ и услуг" приводится номенклатура работ и услуг, которые организация может предложить заказчикам, подтверждается, в чем именно состоит технологическое превосходство организации над конкурентами.
В разделе "Рынки сбыта" приводится анализ имеющихся рынков сбыта, оцениваются возможности и целесообразности создания новых рынков. Указывается, какой долей рынка уже удалось занять к настоящему моменту. Оцениваются запросы заказчиков, анализируются тенденции их изменений.
В разделе "Конкуренция на рынках сбыта" рассматриваются рыночная конъюнктура, стратегии и тактика конкурентов. Приводятся данные о количестве организаций, способных. быть конкурентами, указывается, какие доли рынка они заняли.
В разделе "План маркетинга" излагается принятая стратегия маркетинга, система ценообразования, поясняется, каким образом предполагается увеличивать объемы работ, и повышать репутацию организации. Выбирается вид, рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.)
В разделе "План производства" показывается производственная мощность организации, ее основные фонды, места и условия приобретения материалов, изделий, конструкций, источники привлечения строительной техники и оборудования, способы планирования производства и контроля качества работ. Возможные заказчики должны убеждаться, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством.
В раздел "Организационный план" включаются сведения об организационной структуре и персонале, разъясняется кадровая политика, система стимулирования труда управленческих работников.
В разделе "Правовое обеспечение" приводятся даты создания и регистрации организации, подтверждается, где и кем она зарегистрирована, по какому адресу, учредительные документы, форма собственности, информация об участниках, их доли, копки лицензий, копии договоров и другие документы подобного рода.